Статьи выпуска № 3, год 2019

Статус психологической интимности в юношеском возрасте: изучение и коррекция

Автор(ы):

Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ORCID: 0000-0002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Глазкова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, заведующий сектором общего и дополнительного образования, ORCID 0000-0001-9718-4544, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Ведение. В работе рассмотрена проблема коррекции низкого статуса психологической интимности в юношеском возрасте методом комплексной сказкотерапии.

Материалы и методы. Представлены результаты диагностики и коррекции статуса психологической интимности в юношеском возрасте (N=128). Методы исследования: Методика определения статусов психологической интимности (В. P. Oрестова, B. A. Мохов), опросник для диагностики способности к эмпатии (В. В. Бойко); методы математико-статистической обработки и интерпретация данных (φ-критерий углового преобразования Фишера).

Результаты исследования. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал преобладание стереотипного статуса психологической интимности в юношеском возрасте, что говорит о поверхностном характере взаимоотношений. Из этого следует, что необходимо развивать глубину взаимоотношений. Преобладает заниженный уровень эмпатических способностей, что свидетельствует о необходимости развития эмпатии для улучшения глубины взаимоотношений. В данной работе предлагается коррекционная программа, разработанная на основе метода комплексной сказкотерапии и учёта социально-психологических особенностей юношеского возраста.

Обсуждение и заключения. Проведённые эксперименты показали адекватность разработанной программы и её практическую применимость к обозначенной проблеме. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением психолого-педагогической коррекции низкого статуса психологической интимности у обучающихся «группы риска» методом комплексной сказкотерапии.

Ключевые слова: психологическая интимность, эмпатия, интимный статус; прединтимный, стереотипный статусы; юношеский возраст, коррекция, сказкотерапия.

Для цитирования: Рерке В. И., Глазкова Т. В. Статус психологической интимности в юношеском возрасте: изучение и коррекция // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 476–488. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-476-488

УДК: 159.9.072

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-476-488

Дата поступления в редакцию: 01.07.2019

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум [2-е зд., испр. и доп.]. М.: Юрайт, 2014. 811 с.

2. Боулби Дж. Привязанность : пер. с англ. М. : Гардарики, 2003. 477 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб : Речь, 2008. С. 189–193.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Интимность : монография. М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2012. С. 112–162.

5. Пуговкина О. Д., Шильникова З. Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2. С. 18–28.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Прогресс, 1996. С. 289–302.

7. Attachment in adulthood: structure, dynamic and change / Ed. by Miculincer M., Shaver Ph. New York :The Guilford Press, 2007. Pp. 423–441.

8. Handbook of Interpersonal Psychology: Theory, Research, Assessment, and Therapeutic Interventions / Edited by L. M. Horowitz, S. Strack. Hoboken, NJ : Wiley, 2011. Pp. 256–301.

9. Kelly M. The Seven Levels of Intimacy: The Art of Loving and the Joy of Being Loved. Beacon Publishing, 2007. Pp. 109–153.

10. Martin J., Ashby J. Perfectionism and Fear of Intimacy: Implications for Relationships // The Family Journal. 2004. Vol. 12. N 4. Pp. 368–374. DOI: 10.1177/1066480704267279.

11. Mashek D. J., Aron, А., Boncimino, М.Confusions of Self With Close Others // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. N 3. Pp. 382–392. DOI:

10.1177/0146167202250220.

12. Parks M.R., Floyd K. Meanings for Closeness and Intimacy in Friendship// Journal of Social and Personal Relationships. 1996. Vol. 13. pp. 85–107. DOI:10.1177/0265407596131005.

13.Regan P. Close Relationships. N.Y. : Routledge, 2011. Pp. 121–189.

14. Register L., Henley T. The Phenomenology of Intimacy // Journal of Social and Personal Relationships. 1992. Vol. 9. N 4. Pp. 467–481.

15. Rerke Viktoria I.; Sukhostavska Yuliia V.; Krasheninnikova Natalia A.; Khvataeva Nataliya P.; Sakharova Natalia S.; Rogozhnikova Raisa A. Ethno mediation in international conflicts prevention in conditions of polyethnic educational environment// Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39 (Nº 20): P. 9.

16. Rholes W. S., Simpson J. A., Friedman M. Avoidant Attachment and the Experience of Parenting // Personality and Social Psychology Bulletin. 2006. Vol. 32. Nº 3. Pp. 275–285.

DOI: 10.1177/0146167205280910.

17. Thelen M., Vander Wal J., Thomas A., Harmon R. Fear of Intimacy among Dating Couples // Behavior Modification. 2000. Vol. 24. pp. 223–240. DOI: 10.1177/0145445500242004.

18. Xu X., Lewandowski G., & Aron A. (2016). The self-expansion model and optimal relationship development. In C. Knee & H. Reis (Eds.). Positive Approaches to Optimal Relationship Development. Cambridge: Cambridge University Press. 20016. Pp. 79–100

DOI:10.1017/CBO9781316212653.005.

Скачать статью в формате pdf

Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования

Автор(ы):

Карпов Анатолий Викторович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4547-2848, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

150003, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14, тел.: +7(4852)797702, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бабинцева Людмила Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0001-5480-3771, Институт развития образования

Иркутской области, 664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В данной статье описывается проблема повышения эффективности профессиональной деятельности психологов через формирование профессиональных компетенций за время обучения в вузе. Рассматриваются особенности структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования.

Материалы и методы. Представленная проблема раскрывается посредством изучения «гомогенности – гетерогенности» структур и оценки степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации.

Результаты исследования. Выявленные различия имеют характер не качественных, а количественных изменений целостных структур социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции студентов-психологов разного уровня образования, происходящих за время обучения в вузе.

Заключение. У студентов-психологов, обучающихся на специалитете, структура социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции отличается большей организованностью, интегрированностью, синтезированностью и сплочённостью качеств, входящих в неё.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, индивидуальный стиль саморегуляции, структурная организация, индексы структурной организации, когерентность, дивергентность, «гомогенность – гетерогенность» структуры.

Для цитирования: Карпов А. В., Бабинцева Л. Н. Специфика структуры социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов разного уровня образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 465–475. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-465-475

УДК: 159.923

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-465-475

Дата поступления в редакцию: 27.06.2019

Список литературы:

1. Бабинцева Л. Н. Особенности развития социально-психологической компетентности за время обучения в вузе у студентов-психологов разного уровня образования // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 143–149.

2. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.05. Л., 1990. 403 с.

3. Жуков Ю. М. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников // Активные методы обучения педагогическому общения. М., 1983. С. 38–65.

4. Индина Т. А. Регуляторные и личностные детерминанты принятия решений: на материале политического голосования : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2007. 203 с.

5. Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография. ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.

6. Карпов А. В. Качественная гетерогения организации // Психология деятельности. В 5 т. Т. V. М. : РАО, 2015. 470 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионала. М. : Институт практической психологии. Воронеж : МОДЭК, 1996. 400 с.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. М. : Академия, 2004. 304 с.

9. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности [изд. 2-е, испр. и доп.]. М. : Ленанд, 2011. 320 с.

10. Кутузова Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога : дис … канд. психол. наук :19.00.13.

М., 2006. 213 с.

11. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М. : Наука, 2010. 519 с.

12. Моросанова В. И., Цыганов И. Ю., Ванин А. В., Филиппова Е. В. Взаимосвязьмотивации и осознанной саморегуляции учения // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 5.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 07.08.2014 № 946 (дата обращения: 17.07.2019).

14. Осницкий А. К., Бякова Н. В., Истомина С. В. Развитие саморегуляции на разных

этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3–12.

15. Осницкий А. К., Долгова Н. Ю. Связь успешности совместной деятельности с показателями сформированности регуляторного опыта школьников [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 24.06.2019).

16. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. : МГУ, 1989. 216 с.

17. Соколова Л. А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы) : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 1990. 19 с.

18. Сухов А.Н., Гераськина М. Г., Лафуткин А. М., Чечкова А. В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов. [7-е изд., перераб. и доп.] [Электронный ресурс]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 615 с. URL. http://znanium.com/catalog/product/1028856 (дата обращения: 22.06.2019).

19. Фомина Т. Г. Индивидуальные особенности саморегуляции и общительности учителя в педагогическом взаимодействии : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2012. 25 с.

20. Шадриков В. Д. Содержание и структура профессиональной деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М. : ПЕР СЭ, 2007. С. 125–128.

21. Dawis, R. V., Lofquist, L. A psychological theory of work adjustment // Minneapolis: University of Minnesota Press. 1984. pp. 33–43

22. Savickas M. L. The 2012 Leona Tyler Award address: Constructing careers Actors, agents, and authors // The Counseling Psychologist. 2013. Vol. 41. р. 648–662.

23. Super D. E., Savickas M. L., Super C. M. The life-span, life-space approach to careers. In D. Brown & L. Brown (Eds.), Career choice and development (3rd ed) // San Francisco: Jossey-Bass. 1996. р. 121–178.

Скачать статью в формате pdf

Коммуникативная культура педагога в аспекте современных образовательных ценностей

Автор(ы):

Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарного образования, ORCID https://orcid.org/0000-0001-2345-6789, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.:+7(383)2236667, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Максимова Наталия Викторовна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарного образования, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6312-7824, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, тел.:+7(383)2236667, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Цель статьи – представить проблемный анализ параметров коммуникативной компетентности участников образовательного процесса и развития культуры общения в сфере гуманитарного образования.

Материал и методы. Педагогические практики, нацеленные на эффективную реализацию триады «учение – воспитание – развитие» и повышение качества формирования наиболее важных признаков коммуникативной культуры, исследуются с помощью методов лонгитюдного эксперимента, анкетирования, формирующего и констатирующего экспериментов – в сфере повышения квалификации учителя-гуманитария.

Результаты. Параметризация коммуникативного пространства языкового образования, характеристика ценностной модели описания коммуникативной культуры учебного взаимодействия.

Заключение. На основе анализа апробированных коммуникативных методик и форм повышения квалификации показаны перспективы формирования коммуникативных ценностей у всех участников образовательного процесса; ставится перспективная проблема изменения содержания языкового образования с учётом результатов представленного исследования.

Ключевые слова: от восприятия к пониманию, рефлексивная исследовательская парадигма, филологическая герменевтика, педагогическая риторика, метаречевая позиция, компетентность.

Для цитирования: Буланкина Н. Е., Максимова Н. В. Коммуникативная культура педагога в аспекте современных образовательных ценностей // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 442–451. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-442-451

УДК: 371.3

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-442-451

Дата поступления в редакцию: 15.03.2019

Список литературы:

1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4 (июль-август). 2017. С. 3–26.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. 424 с.

3. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7. С. 3–13.

4. Буланкина Н. Е. Полиязыковая культура как фактор создания инновационного образовательного пространства. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д. 2018. № 7. С. 113–120.

5. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 281 с.

6. Максимова Н. В. Ответный вопрос в коммуникативной культуре // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2018. Т. 17. Вып. 6. С. 108–115.

7. Матьяш О. И., Погольша В. М. [и др.]. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб. : Речь, 2011. 552 с.

8. Мильруд Р. П. Символизация культуры в языке // Научный диалог. Дидактические материалы для учащихся высшей школы. 2012. Вып. № 10 : Педагогика. С. 127–151.

9. Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования / под общ. ред. А. А. Брудного, А. В. Уткина, Е. И. Яцуты. М. : Смысл, 2006. 199 с.

10. Троицкий Ю. Л. Историческое событие: стратегии понимания и способы репрезентации // Литература Урала: история и современность. В 2 т. Т. 1. Екатеринбург, 2013. Вып. 7. С. 30–35.

11. Williams, J., L. Harvey, Quality assurances in higher education / Huisman J., de Boer H., Dill D.D., Souto-Otero M. The Palgrave International Handbook of Higher Education Policy and Governance. London: Palgrave Macmillan. 2015. pp. 506–525.

Скачать статью в формате pdf

Современные подходы к реализации независимой оценки профессиональных квалификаций

Автор(ы):

Фомицкая Галина Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, первый заместитель министра, Министерство образования и науки Республики Бурятия

670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 48 а, тел.: +7(3012)214915, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Во введении обоснована актуальность проведения независимой оценки профессиональных квалификаций, дано определение понятия.

Материалы и методы. На основе использования методов теоретического и эмпирического исследования раскрыты современные подходы к поиску и разработке эффективных форм независимой оценки квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций системы среднего профессионального образования.

Результаты. Организован демонстрационный экзамен по 16 компетенциям, выявлены и обоснованы возможности, преимущества, недостатки и перспективы развития демонстрационного экзамена как новой формы проведения государственной итоговой аттестации и независимой оценки профессиональной квалификации выпускников учреждений профессионального образования.

Выводы. Определены направления взаимодействия образовательной организации и работодателя по организации независимой оценки квалификации, возможности демонстрационного экзамена в решении проблемы независимой оценки профессиональной квалификации.

Ключевые слова: система подготовки рабочих кадров, независимая оценка квалификаций, инновационные формы государственной итоговой аттестации в среднем профессиональном образовании, демонстрационный экзамен.

Для цитирования: Фомицкая Г. Н. Современные подходы к реализации независимой оценки профессиональных квалификаций // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 452– 464. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-452-464

УДК: 377.12

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-452-464

Дата поступления в редакцию: 12.08.2019

Список литературы:

1. Андреева О. О., Бычкова С. М. Профессионально-общественная аккредитация как элемент национальной системы профессиональных квалификаций в России/ О.О. Андреева, С.М. Бычкова // Экономика науки и образования. –2017. № 4. С. 104–115.

2. Бордовский Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки специалиста // Подготовка специалиста в области образования. СПб., 1996. Вып. IV. С. 131–134.

3. Днепров Э. Д. Образовательная политика как предмет исследования // Историко-педагогический журнал. 2015. № 1. С. 25–53.

4. Носкова К. А. Формирование, накопление и развитие человеческого капитала [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5. 2013. URL. (дата обращения: 14.06.2019).

5. Никитин Э.М. Систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров надо не разрушать, а настраивать на соответствие

осуществляемым в образовании переменам // Вестник образования России. 2011. № 2.

С. 66–73. 6. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М. : СИНТЕГ. 2007. С. 96–136.

7. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и

перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

[Электронный ресурс] // Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 831. URL.

(дата обращения: 24.07.2019).

8. Перечень поручений Президента РФ по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству [Электронный ресурс] № пр-2582 от 29.12.2016. URL. (дата обращения: 24.07.2019).

9. Тимергалеев Р. М. Независимая оценка квалификации как важный инструмент управления персоналом организации // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 3. С. 78–82

10. Тряпицына А. В., Писарева С. А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Академический вестник Института педагогического образования взрослых РАО. 2014. № 3 (40). С. 4–11.

11. Шомин И. И. Инновационная форма проведения квалификационного экзамена с использованием стандартов WorldSkills // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 61–67.

12. Morgan D. Integrating Qualitative and Qualitative Method: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2013. 288 p. DOI: 10.4135/9781544304533

Скачать статью в формате pdf

Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен

Автор(ы):

Татарова Светлана Петровна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности, ORCID: https://orcid.org//0000-0002-6276-0852, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7(3012)233326, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Харитонова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9600-5161, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7(3012)233326, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье раскрываются такие методологические подходы к реализации патриотического воспитания, как аксиологический и системно-деятельностный, интерактивный, проектный, которые были положены в основу организации летних лагерных смен, направленных на патриотическое воспитание личности. Также рассматривается влияние психологической теории мотивации деятельности и концепции социально-культурного развития личности на формирование патриотизма современных подростков.

Материалы и методы. В работе обобщён опыт проведения летних тематических лагерных смен на базе загородного оздоровительного лагеря «Уголёк» Республики Бурятия в период 2016–2018 гг.

Результаты исследования. В ходе работы педагогического коллектива по формированию патриотического сознания у представителей подрастающих поколений была разработана и апробирована модель тематической военно-исторической смены «Восточные рубежи России», в ходе которой были реализованы существующие теоретические концепции патриотического воспитания. Во время смен применялись различные формы активизации интереса школьников к истории своей страны, региона, проводились мастер-классы, экскурсии, вечера-встречи и др., способствующие более глубокому осознанию участниками смены любви к своей малой родине, формированию ответственности за будущее своей страны.

Обсуждение и заключение. Апробация модели тематических военно-исторических смен «Восточные рубежи России» показала свою высокую результативность, продемонстрировала большой интерес участников смен к видам деятельности и формам работы, используемым в ходе реализации патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотизм, аксиологический подход, деятельностный подход, проектная деятельность, формирование личности, патриотическое воспитание.

Для цитирования: Татарова С. П., Харитонова С. А. Теоретические подходы к изучению патриотического воспитания и их реализация в системе летних лагерных смен // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 431–441. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-431-441

УДК: 37.035.6

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-431-441

Дата поступления в редакцию: 29.01.2019

Список литературы:

1. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 9. С. 17–20.

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования, 2008. № 2. С. 17–18.

3. Ариарский М. А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени // Вестник СПбГУКИ, 2013.·№ 2 (15). С. 38–43.

4. Зайчиков А. Н. Педагогические основы воспитания патриотизма у допризывной молодежи на современном этапе развития российской государственности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Владикавказ, 2000. 25 с.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов вузов. М. : МГУКИ, 2004. 539 с.

6. Лутовинов В. И., Мешкова С. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. 2008. № 7. С. 50–53.

7. Миралиев А. М., Юлдошева Д. Ж. Опытно-экспериментальное апробирование технологии по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию в общеобразовательных школах Таджикистана // Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных Наук / Паёми Донишгоњи миллии тољикистон. Силсилаи Илмњои Љомеашиносї. Душанбе : Сино. 2016. № 3–2. С. 220–226.

8. Малова О. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов // Высшее образование в России, 2007. № 10. С. 125–127.

9. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «живая история») // Педагогическое образование России. 2015. № 12. С. 210–214.

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 12.02.2019).

11. Харитонова С. А., Татарова С. П. Современные технологии патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции молодежи // Современные социальные технологии в работе с молодежью: сборник статей II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Р. Б. Шайхисламов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 581–587.

12. Щедровицкий Г. П. Организация. Руководство, управление. [Электронный ресурс]. 2010. URL: https://klex.ru/b5b (дата обращения: 20.12.2018).

13. Яковлев С. В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания // Сибирский педагогический журнал, 2009. № 1. С. 224 –233.

14. Curren R., Dorn Ch. Patriotic Education in a Global Age (History and Philosophy of Education Series). Chicago. London. Kindle Edition, 2018. 192 p.

Скачать статью в формате pdf