Применение технологии GOMs для диагностики сформированности понимания прочитанных предложений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Автор(ы):
Мамаева Анастасия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID https://orcid.org/0000-0001-8755-7618, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел.: +7(391)2639545, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Горностаева Анастасия Анатольевна, учитель-логопед, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID https://orcid.org/0000-0003-1883-1526, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 9
660049, Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, тел.: +7(391)2737337, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Русакова Олеся Олеговна, учитель-логопед, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5629-1607, Образовательный комплекс, «Покровский», образовательная площадка № 5
660020, Россия, г. Красноярск, ул. Линейная, 76 д, тел.: +7(391)2220809, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. В статье актуализирована проблема изучения особенностей чтения у детей с умеренной умственной отсталостью. Цель статьи – представить результаты экспериментального исследования по определению возможности использовать русскоязычный вариант технологии GOMs для диагностики сформированности понимания прочитанных предложений у обучающихся данной категории.
Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 25 обучающихся с умеренной умственной отсталостью в возрасте 10–14 лет. Использовалась группа теоретических научных методов, связанных с анализом эмпирических данных. Данные получены как общепринятым методом – чтением вслух, так и методом показа правильного варианта из трёх предложенных для выбора (требование технологии GOMs – использование невербальной реакции в качестве ответа).
Результаты. Для диагностики понимания прочитанных предложений у детей с умеренной умственной отсталостью правомерно использовать альтернативные методы на основе технологии GOMs: завершение прочитанного предложения через показ подходящего слова из трёх предложенных и соотнесение прочитанного предложения с сюжетной картинкой из трёх предложенных. Подтверждена валидность использования альтернативных методов. Метод показа подходящего слова из трёх предложенных более чувствителен к несформированности смысловой стороны чтения. Даёт данные, совпадающие с результатами чтения вслух на уровне значимости 0,05. Подтверждена тесная и значимая взаимосвязь между данными, полученными методом показа сюжетной картинки и результатами чтения вслух. Метод рекомендован для диагностики на начальных этапах формирования навыка чтения.
Заключение. Практическая значимость исследования заключается в подтверждении валидности альтернативных методов диагностики навыка чтения предложений у обучающихся с умственной отсталостью. В перспективе целесообразно апробировать применение методов в интерактивной среде для мониторинга учебных достижений.
Ключевые слова: умеренная умственная отсталость, чтение предложений, техническая и смысловая сторона чтения.
Для цитирования: Мамаева А. В., Горностаева А. А., Русакова О. О. Применение технологии GOMs для диагностики сформированности понимания прочитанных предложений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 396–409. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-396-409
УДК: 376.4
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-396-409
Дата поступления в редакцию: 17.01.2019
Список литературы:
1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебное пособие. М. : ВЛАДОС, 2002. 320 с.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. М. : Владос, 2007. 239 с.
3. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учебное пособие. М. : Академия, 2003. 203 с.
4. Мамаева А. В. Апробация технологии мониторинга навыка чтения обучающихся с умственной отсталостью с использованием сенсорного экрана [Электронный ресурс] // Итоговый сборник II Всероссийского съезда дефектологов. М., 2017. С. 271–277. URL: http://yarinternat-9.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сборник-II-Всероссийского-съезда-дефектологов.pdf (дата обращения: 29.04.2019).
5. Мамаева А. В., Постникова Н. Н. Целесообразность оказания организующей помощи при проведении мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью // Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Ответственный редактор: И.Ю. Жуковин. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 166 - 168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30104370 (дата обращения: 29.04.2019)
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/#1000 (дата обращения: 29.04.2019)
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 г. № 4/15. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 29.04.2019)
8. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; под ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. 2011. 480 с.
9. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: НИИ дефектологии АПН СССР. 1984. 97 с.
10. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. М. : Академия, 2010. 400 с.
11. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб. : Дидактика Плюс, М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. 495 с.
12. Deno S. L. Developments in curriculum-based measurement // The Journal of Special Education, 2003. Vol. 37 (3). Р. 184–192.
13. Gustafson K, Wallace Т, Tichá R. Technical characteristics of general outcome measures (GOMs) in reading for students with significant cognitive disabilities [Electronic resource] // Reading& Writing Quarterly. 2010. Vol. 26. № 4. P. 333–360. URL: https://www. tandfonline.com/doi/full/10.1080/10573569.2010.500264 (mode of access: 29.04.2019).
14. Wallace T., Tichá R. Extending curriculum-based measurement to assess performance of students with significant cognitive disabilities [Electronic resource] // A Measure of Success: The Influence of Curriculum-Based Measurement on Education. Minneapolis. London. University of Minnesota Press, 2012. P. 211–222. URL: https://www.scilit.net/article/ c355422af0b75c73e83476c545466e10 (mode of access: 29.04.2019).