Стратегия «точки фиксации рефлексии» как способ мотивации к чтению и пониманию классического текста на уроке литературы
Автор(ы):
Сосновская Ирина Витальевна, доктор педагогически наук, профессор кафедры филологии и методики, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Во введении к статье обозначена её цель, которую автор видит в поиске путей активизации мотивации чтения и понимания школьниками-читателями текстов классической поэзии в рамках герменевтического подхода.
Материалы и методы. Для обоснования предложенного пути автор использует методы анализа психолого-педагогической и методической литературы, анализ методик, приёмов и стратегий чтения, ориентированных на то, чтобы задавать читателю-школьнику такое поле координат, в котором он будет способен адекватно понять автора и осознать свои чувства и мысли. Автор обосновывает обращение к субъективному опыту читателя необходимостью подключения этого опыта к осознанию культурного поля литературы и пониманию художественного смысла. По мнению автора, только то знание и те смыслы, которые пропущены через жизненный и эмоциональный опыт школьника, могут быть для него действительно актуальны.
Результаты исследования. Осуществлён анализ особенностей восприятия, свойственного современному поколению школьников, самоопределения в коммуникативном информационном пространстве; выявлены причины ослабления и утраты их связи с полем классической литературы и культуры, обоснована правомерность обращения к рефлексии не только с точки зрения дидактики, но и в аспекте герменевтики, в процессе анализа и интерпретации текстов с помощью применения стратегий «точек фиксации рефлексии» на трёх ступенях понимания текста. Результатом активизации личностной рефлексии школьника в процессе его смыслодеятельности, направленной на понимание текста, является возникновение художественной рефлексии как сотворчества читателя. На конкретных примерах анализа и интерпретации двух стихотворений М. Цветаевой и А. Ахматовой автор, применяя инструментарий указанной рефлексивной стратегии, показывает наиболее оптимальный путь выхода юного читателя на смысл произведения и активизации его читательского интереса.
Заключение. Автор утверждает, что в процессе рефлексивного анализа осуществляется одновременное движение к смысловому ядру художественного произведения и внутренней реальности школьника-читателя, что позволяет эффективнее совершенствовать душевную и духовную структуру личности подрастающего человека.
Ключевые слова: понимание, анализ, интерпретация, приёмы, стратегии, смысл, метасмысл, художественная герменевтика, художественная рефлексия, личностная рефлексия, точки фиксации рефлексии, рефлексивные приёмы, ассоциации, бинарные оппозиции, мотивация, мыследеятельность.
Для цитирования: Сосновская И. В. Стратегия «точки фиксации рефлексии» как способ мотивации к чтению и пониманию классического текста на уроке литературы // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 362–373.
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-362-373
УДК: 373.1
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-362-373
Дата поступления в редакцию: 03.07.2019
Список литературы:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [5-е изд.]. М. : Академический проект : Альма-Матер, 2005. 702 с.
2. Ахматова А. А. Лирика. М. : Худож. лит., 1989. 415 с.
3. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М. : Рос. открытый ун-т 1995. 140 с.
4. Богин Г. И. Типология понимания текста: учебное пособие. Калинин : Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1986. 87 с.
5. Брудный А. А. Психологическая герменевтика : учебное пособие М. : Лабиринт, 1998. 335 с.
6. Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века: курс лекций. Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 1995. 283 с.
7. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. М. : Русская книга, 1994. 592 с.
8. Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. М. : Художеств. лит., 1990. 511 с.
9. Тюпа В. И., Бак Д. И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики. Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1988. С. 11.
10. Улицкая Л. Е. Священный мусор. М. : АСТ, 2013. С. 56.
11. Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. С. 11.
12. Цветаева М. Собрание сочинений : Стихотворения. В 7 т. Т. 1, кн. 2. М. : Книжная лавка-РТР, 1997. С. 291.
13. Essays, UK. Human Development Observations And Reflective Children And Young People Essay [Electronic resource] // Uni Assignment Centre. November. 2013. URL: https://www.uniassignment.com/essay-samples/children-and-young-people/human-development-
observations-and-reflective-children-and-young-people-essay.php?vref=1 (mode of access: 22.08.2019).