Формирование профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума
Автор(ы):
Рерке Виктория Игоревна, кандидат, психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Бубнова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет
350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7(861)2199502, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Демаков Владимир Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры физического воспитания, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8684-2329, Иркутский государственный медицинский университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, тел.: +7(3952)243825, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании общих и конкретных психолого-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной мотивации студентов и её активизации в социокультурной среде техникума.
Материалы и методы. Представлены результаты компьютерного заключения по программе «Эффектон студио» – анкетирование, опрос, педагогический эксперимент (N=60). Методы исследования: методика определения профессионального типа личности (по Е. А. Климову, Дж. Холланду), опросник «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной); методы математико-статистической обработки и интерпретации данных (критерий χ2 Пирсона ).
Результаты исследования. Выявлены и обобщены критерии и показатели сформированности профессиональной мотивации обучающихся, а именно: показатель – профессиональный тип личности, критерий – предпринимательский тип личности; показатель – мотив выбора профессии, критерии: внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы; показатель – профессиональная склонность, критерий – склонность к практическим видам деятельности; показатель – профессиональная компетентность, критерии: анализ объекта производства и разработка технологических процессов изготовления деталей машин. Формирование профессиональной мотивации у обучающихся в социокультурной среде техникума включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: содержательный, операционно-деятельностный, ценностный, личностный.
Заключение. Проведённый эксперимент показал адекватность разработанной программы и её практическую применимость к обозначенной проблеме. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением условий психолого-педагогического становления профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, социокультурная среда техникума, профессиональный тип личности, мотив выбора профессии, профессиональная склонность, профессиональная компетентность, формирование.
Для цитирования: Рерке В. И., Бубнова И. С., Демаков В. И. Формирование профессиональной мотивации обучающихся в социокультурной среде техникума // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 33–48 DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-33-4
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-33-4
УДК: 37.013.42+377.5
Дата поступления в редакцию: 18.10.2019
Список литературы:
1. Андреева Ю. В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие // Образование и саморазвитие. 2008. № 4 (10). С. 3–10.
2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы : учебное пособие. СПб. : Питер, 2002. 512 с.
5. Куприянов Е. А. Взаимозависимость личностных конструктов и профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.03. М., 2007. 26 с.
6. Рерке В. И., Годунова А. А. Изучение взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций у обучающихся высших учебных заведений // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123) . С. 133–137.
7. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. М. : Инфра-М, 2012. 336 с.
8. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского // Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. С. 460–468.
9. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. №. 72. С. 46–67. DOI http://dx.doi. org/10.17223/17267080/72/3.
10. Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance. New York : Englewood Cliffs; Prentice-Hall, 1990. 375 p.