Контент-анализ феномена адаптации

Автор(ы):

Доржеева Анастасия Анатольевна, аспирант кафедры педагогики, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5352-8840, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

 

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)240700, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация. Введение. Современный быстро изменяющийся социум предъявляет значительные требования к адаптационным способностям человека, поскольку от степени адаптированности зависит успешность как профессиональной, так и познавательной деятельности. Цель публикации – провести контент-анализ феномена адаптации.

Материалы и методы. Для решения поставленной задачи проведён анализ философской и психолого-педагогической литературы с последующим обобщением.

Результаты исследования. Выявлено, что адаптация – это процесс приспособления к среде, который может протекать на различных уровнях: биологическом, физиологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом, социально-педагогическом. Адаптация является индивидуальным процессом, основанным на анализе потребностей и мотивов личности. Кроме того, различают адаптацию как процесс и адаптированность как результат. Также существует несколько разновидно­стей адаптации: аллопластическая и аутопластическая, а также внешняя и внутренняя.

Заключение. Полученные результаты определили основные особенности, подходы и разновидности процесса адаптации; характеристику феномена адаптации в рамках различных форм и категорий.

Ключевые слова: адаптация, контент-анализ, социальная адаптация, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ, отечественная психология.

Для цитирования: Доржеева А. А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 346–356. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-346-356

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-346-356

 

УДК: 159.99

Дата поступления в редакцию: 24.04.2019

 

Список литературы:

1. Андреева Д. А. О понятии адаптация // Человек и общество : ЛГУ. 1973. № 1. С. 62–69.

2. Бирюкова М. В. Современные подходы к пониманию социально-педагогической адаптации как психолого-педагогического явления // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Красноярск, ноябрь 2014 г. Красноярск : Инновационный центр развития образования и науки, 2014. С. 21–23.

3. Гартманн Г. Эго – психология и проблемы адаптации личности. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. 160 с.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь ; пер. с 6-го изд. [Лондон, 1872]. СПб. : Наука, 1991. 539 с.

5. Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии [Электронная версия] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. «Современная психология». Казань, октябрь 2016 г. Казань : Бук, 2016. С. 43–45. URL: https:// moluch.ru/conf/psy/archive/236/11143/ (дата обращения: 19.02.2019).

6. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб. : Питер, 2001. 688 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 130 с.

8. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Л. : Наука, 1970. 664 с.

9. Макиавелли Н. Государь. М. : Эксмо, 2013. 672 с.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999. 478 с.

11. Молокова О. А. Психологическая адаптация: основные концепции: монография. Иркутск : ИГЛУ, 2014. 274 с.

12. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. М. : Эксмо, 2010. 368 с.

13. Орлов Е. В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2011. 317 с.

14. Петровский А. В. Общая психология: учебник для педагогических институтов ; 2-е изд. / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1976. 479 с.

15. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. М. : Советская энцикло­педия, Ленинградская галерея, 1993. 1628 с.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1989. 488 с.

17. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Хрестоматия по психологии учебное пособие. М. : Просвещение, 1977. С. 305–310.

18. Сэнфорд Р. От Роджерса к Глейку и от Глейка к Роджерсу // Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге ХХI века. М. : Когито-Центр, 2005. С. 271–292.

19. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 416 с.

20. Фрейд З. Исследования истерии ; пер. С. В. Панкова // Полное собрание сочине­ний в 26 т. Т. 1. СПб. : ВЕИП, 2005. 464 с.

21. Фролова И. Т. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Республика, 2001. 719 с.

22. Хорев И. М. Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2012. № 12. С. 140–147. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-vu­zov-kak-aktualnaya-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 07.05.2019).

23. Янков В. А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 135–149.

24. Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Dubna Psychological Journal – Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. С. 60–97.

Скачать статью в формате pdf