Статьи выпуска № 3, год 2020

Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ

Автор(ы):

Лактионова Елена Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

 

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Орлова Анна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2748-9478, Российский государственный педагогический университет, им. А. И. Герцена

 

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Кондакова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6320-5757, Российский государственный педагогический университет, им. А. И. Герцена

 

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Тузова Александра Сергеевна, аспирант кафедры психологии развития и образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6830-5543 Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена

 

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7(812)3150725, e-mail: alexandra.tuzova25@mail. ru

Аннотация.

Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа образовательной среды специализированных и общеобразовательных школ в оценках учащихся и показателей их психологического благополучия.

Материалы и методы. Использовались методики «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Н. Н. Лепешинского), «Шкала субъективного благополучия» (А. Perrudet-Badoux, G. Mendelssohn и J. Chiche, в адаптации М. В. Соколовой) и «Психологическая безопасность образо­вательной среды школы» (И. А. Баевой).

Результаты исследования. Более высокий уровень психологического благополучия выявлен у учащихся специализированных школ. Они характеризуются стремлением к росту и развитию, открытостью новому опыту, осознают реализацию своего потенциала, имеют развитую систему личных критериев и независимы от мнения окружающих.

Заключение. Результаты исследования показали, что образовательная среда специализированных школ выше оценивается учащимися по большинству исследуемых показателей по сравнению с общеобразовательными школами.

Ключевые слова: психологическое благополучие, образовательная среда, одарённость, специализированные школы.

Для цитирования: Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Педа­гогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 500–515.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515

УДК: 159.928.22

Дата поступления в редакцию: 14.11.2019

 

Список литературы:

1. Аргайл М. Психология счастья ; 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. 271 с.

2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М. : Нестор-История, 2011. 272 с.

3. Балаш А. В., Топоева Е. Ю. Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования. 2020. № 1 (79). С. 101–105. DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104/

4. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГу. Сер.: Психология. 2013. Вып. 6. № 4. С. 4–14.

5. Водяха С. А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 6. С. 114–120.

6. Головей Л. А., Данилова М. В., Груздева И. А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. C. 63–73. doi: 10.17759/ pse.2019240606.

7. Григорьева М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. № 2. С. 41–46.

8. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М. : Институт психологии РАН, 2013. 268 с.

9. Елисеева О. А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С. 368–375.

10. Казарина В. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности одаренных подростков / Психология одаренности и творчества: монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. С. 202–215.

11. Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. СПб. : Книжный Дом, 2013. 283 с.

12. Лактионова Е. Б., Матюшина М. Г. Психологические детерминанты и личностные ресурсы субъективного благополучия участников образовательной среды // Научное мнение. 2018. № 1. С. 63–72.

13. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. М. : Институт психологии РАН, 2011. 320 с.

14. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24–32.

15. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И. А. Баевой. СПб. : Речь, 2006. 287 с.

16. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В. В. Рубцова, Н. И. Поливановой. М. : ПИ РАО, 2007. 288 с.

17. Панов В. И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход: монография. М. : Изд-во РУДН, 2005. 300 с.

18. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, Ю. Д. Бабаевой и др. ; 2-е изд., расш. и перераб. М. : М-во образования РФ, 2003. 94 с.

19. Рензулли Дж., Рис С. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Основные современные концепции творчества и одаренности. М. : Молодая гвардия, 1997. С. 214–241.

20. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М. : Юрайт, 2019. 334 с.

21. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия ; пер. с англ. М. : Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.

22. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль : Психодиагностика, 1996. 42 с.

23. Фесенко П. П. Имеет ли понятие психологического благополучия социокультурную специфику? // Психология. 2005. Т. 2. № 4. С. 132–138.

24. Фостик Н. М. Психологические проблемы одаренных подростков в процессе школьного обучения : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2005. 24 с.

25. Шамионов Р. М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р. М. Шамионова. Саратов : СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2008. С. 36–41.

26. Щебланова Е. И. Дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI века // Психология одаренности и творчества: монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. С. 138–148.

27. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.

28. Ryff C. D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in the Science and Practice of Eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatic. 2014. 83: 10–28. DOI: https://doi. org/10.1159/000353263.

29. Ryff C. D. & Singer B. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. Issue 1. Pp. 1–28. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327965pli0901_1.

Скачать статью в формате pdf

Опыт внедрения рабочей тетради «Дневник Креативного» в образовательный процесс вуза при подготовке будущих воспитателей

Автор(ы):

Шумовская Альфия Гамировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9932-6339, Иркутский государственный университет

 

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)240481, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Актуальность проблемы подготовки современных воспитателей обусловлена новыми требованиями, а также применением инновационных технологий, методов и средств в образовательном процессе вуза. Цель статьи заключается в описании опыта внедрения рабочей тетради «Дневника Креативного» при подготовке студентов – будущих воспитателей, формирования у них креативной компетентности.

Материалы и методы. В статье рассматривается содержание и структура «Дневника Креативного», опыт его внедрения в рамках освоения дисциплин «Основы исследовательской деятельности», «Формирование креативной компетентности педагога в научном сотворчестве» по двум организационным вариантам. Экспериментальным путём доказана его эффективность. В ходе исследования использовались методы: анализ процессов и продуктов деятельности, наблюдение, анкетирование, опрос, проектирование, качественный анализ количественных параметров.

Результаты исследования. Оценка результатов исследования проводилась с позиций освоения дисциплины, создания научно-исследовательских проектов и формирования креативной компетентности. Полученные положительные результаты свидетельствуют о целесообразности внедрения представленной рабочей тетради в образовательный процесс вуза при формировании креативной компетентности и организации научно-исследовательской работы студентов.

Заключение. Практическая значимость исследования определяется его направленностью на совершенствование подготовки будущих воспитателей в современных условиях и формирования у них креативной компетентности. Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью развития креативной компетентности у практикующих воспитателей и совершенствования содержательного аспекта рабочей тетради.

Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, современный воспита­тель дошкольной образовательной организации, подготовка студентов, опыт внедрения, креативная компетентность, «Дневник Креативного», разделы «Дневника Креативного».

Для цитирования: Шумовская А. Г. Опыт внедрения рабочей тетради «Дневника Креативного» в образовательный процесс вуза при подготовке будущих воспитателей // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 485–499.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-485-499

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-485-499

УДК: 378.14+373.211.24

Дата поступления в редакцию: 03.05.2020

 

Список литературы:

1. Борытко Н. М. Гуманитарные принципы профессионального образования педа­гога воспитателя в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2012. № 11 (75). URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/41-45.pdf (дата обращения: 26.01.2020).

2. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб., 2010. 490 с.

3. Гагарина Н. П. Мониторинг качества подготовки будущих воспитателей до­школьных образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Education Sciences and Psychology. 2014. № 4 (30). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22789942& (дата обращения: 09.01.2020).

4. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб. : Питер, 2007. 208 с.

5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей : учеб. пособие для вузов ; 3-е изд. М. : Юрайт, 2020. 349 с.

6. Захарова Л. М., Силакова М. М. Профессионально-ориентированная направленность подготовки будущих воспитателей дошкольных организаций // Научное мнение. 2015. № 1–2. С. 26–31.

7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.

8. Кадырова Л. И. Формирование базовых компетентностей будущих воспитателей дошкольных учреждений в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 265–272.

9. Колмогорова Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности : учеб. пособие. Барнаул : АлтГПУ, 2015. 205 с.

10. Колосова Н. Н. Гуманистическая направленность профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 99–102.

11. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / под ред. М. М. Кашапова, Т. Г. Киселевой, Т. В. Огородовой. Ярославль : Индиго, 2013. 392 с.

12. Новожилова М. М., Воровщиков С. Г., Таврель И. В. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию. М. : 5 за знания, 2011. 216 с.

13. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://base.garant.ru/70535556/#friends (дата обращения: 10.01.2020).

14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.01.2020).

15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71200970/ (дата обращения: 07.01.2020).

16. Степаненко Н. А. Технология развития креативного потенциала будущего учителя в творческой учебно-профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие ; 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2015. 156 с.

17. Туник Е. Опросник креативности Джонсона [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2000. № 47 (141). URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004708 (дата обращения: 15.01.2020).

18. Ушакова-Славолюбова О. А. Педагогическая технология развития креативнойкомпетентности педагогов ДОО // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 168–173.

19. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

20. Шумовская А. Г. Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Чита, 2013. 208 с.

21. Morkhova I. V. Shaping creative competence of a future teacher [Electronic resource] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13. URL: https://shaping-creative-competence-of-a-future-teacher.pdf (mode of access: 10.02.2020). (In Eng.)

   22. Uzakbaeva S., Baimukhanbetov B., Berkimbaev K., Mukhamedzhanov B., Pralieva R. To the Problem of Forming Creative Competence of Future Teachers [Electronic resource] // Creative Education. 2013. Vol. 4. Issue 3. Pp. 234–240. URL: https://www.scirp.org/pdf/ CE_2013032515012215.pdf (mode of access: 03.02.2020). DOI: 10.4236/ce.2013.43034.

Скачать статью в формате pdf

Применение игровых технологий социально-культурной деятельности в развитии творческих способностей детей

Автор(ы):

Молчанова Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ORCID:https://orcid.org/0000-0002-1794-9621, Волгоградский государственный институт искусств и культуры

 

400001, Россия, г. Волгоград, ул. Циолковского, 4, тел.: +7(8442)974884, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье исследованы особенности применения игровых технологий в организации работы специалиста социально-культурной деятельности. Предмет исследования: особенности применения игровых технологий социально-культурной деятельности в области развития творческих способностей детей.

Материалы и методы: наблюдение; анализ и обобщение научных и исследовательских источников; изучение опыта социально-культурной деятельности в области творческого развития детей; метод опроса; опытно-экспериментальная работа; проектные методики; статистические методы обработки данных. Цель: выявить специфику и основные тенденции применения игровых технологий социально-культурной деятельности в сфере развития творческих способностей детей. Задачи: определить задачи игровой деятельности; разработать программу по оптимизации применения игровых технологий в учреждениях социально-культурной деятельности; провести исследование по эффективности применения современных игровых технологий в конкретном учреждении социально-культурной деятельности города Волгограда.

Результаты исследования: определена специфика развития творческих способностей детей; выявлена эффективность применения игровых технологий социально-культурной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Заключение: научная новизна исследования состоит в разработке современных игровых технологий и их внедрении в деятельность культурно-досуговых учреждений, а также в выявлении уровня влияния данных технологий на творческое развитие детей.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, игра, игровые технологии, творческие способности, культура, искусство, развитие, технология.

Для цитирования: Молчанова Н. В. Применение игровых технологий социально-культурной деятельности в развитии творческих способностей детей // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 459–471.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-459-471

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-459-471

УДК: 37.036.5+371.69

Дата поступления в редакцию: 02.122019

 

Список литературы:

1. Домбровская А. Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие. СПб. : Лань, 2013. 160 с.

2. Дранков В. Л. Психология художественного творчества: учеб. пособие. Ленинград: Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Л. : ЛГИК, 1991. 75 с.

3. Лук А. Н. Мышление и творчество. М. : Изд-во полит. лит., 1976. 144 с.

4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества. Развивающие игры ; 7-е изд., испр. и доп. М. : Самокат, 2017. 344 с.

5. Новикова Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие; 3-е изд., испр. и доп. М. : МГУКИ, 2010. 158 с.

6. Подгузова Е. Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза: монография. Смоленск : СГИИ, 2001. 119 с.

7. Стрельцов Ю. А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности // Вестник МГУКИ. 2003. № 1. С. 76–85.

8. Didascalou E. et al. Wellness tourism: evaluating destination attributes for tourism planning in a competitive segment market // Tourismos, 2009, Vol. 4, 126 p.

9. Elliott R., Hamilton E. Consumer Choice Tactics and Leisure Activities // International Journal of Advertising. 1991. Vol. 10. Is. 4. Pp. 325–332. DOI: https://doi.org/10.1080/0265 0487.1991.11104467

Скачать статью в формате pdf

 

Проблемное поле современного высшего педагогического образования

Автор(ы):

Лапина Олимпиада Александровна, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики начального образования, ORCID https://orcid.org/0000-0003-3415-2558, WOSUID: AAG-9532-2019, SPIN: 1370-5799, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

 

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Статья посвящена изучению процессов профессионального педагогического образования в условиях современного вуза и проблем зависимости развития деловой, речевой культуры от активности студента в учебно-познавательной деятельности.

Цель статьи: обосновать зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества. Разработать методику организации учебного процесса, способствующую актуализации профессионально ориентированного мыш­ления (умение понять, раскрыть и объяснить ценностный смысл фактов и явлений), развития деловой, речевой культуры обучающихся.

Материалы и методы. Методологией исследования является обобщающий анализ проблем профессионального образования, его направленности и содержания на различных уровнях развития личности специалиста. Единицей практического оценивания являлись: самооценка, речевая активность, знание основных форм работы со словом и над смыслом внутри темы рассуждения.

Результаты исследования. Выявлена зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества, деловой и речевой культуры, пассивности/активности в учебно-познавательной деятельности, степени понимания ответственности за выбор профессии и смысла «профессионально ориентированной контактности». Определены способы актуализации профессионально ори­ентированного мышления. Разработана и прошла апробацию методика формирования интереса к исследовательскому типу мышления и постепенного сознательного усвоения блока знаний. Уточнена профессиональная значимость таких организационных форм, которые способствуют развитию познавательной и коммуникативной компетенции «активное профессиональное мыслетворение».

Обсуждение и заключение. Каковы плюсы предложенной модели? Раскрывается смысл усвоенного, расширяется стремление понять и донести суть информации, развивается активная профессионально ориентированная способность обосновать свою точку зрения; формируется своя позиция во взглядах на науку, научный предмет, на теорию и технологию в профессионально значимом поле деятельности. Исследование продолжается, но по предварительным итогам можно сделать выводы: результатом этих действий является позитивная динамика понимания ценности профессиональной деятельности учителя, стремление инициативно и самостоятельно искать пути разрешения учебных ситуаций, ставить задачи, обосновывать свою позицию.

Ключевые слова: образовательное пространство вуза, профессионально ориентированное мышление, познавательная активность, культура образованности, трансформация профессионального образования, новая грамотность.

Для цитирования: Лапина О. А. Проблемное поле современного высшего педагогического образования // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 472– 484.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-472-484

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-472-484

 

УДК: 378+371.13

Дата поступления в редакцию: 27.07.2020

 

Список литературы:

1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы ; 2-е изд. М. : Просвещение, 2015. 447 с.

2. Болкунов И. А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11-1 (16). С. 128–132.

3. Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогическогообразования университетского типа // Педагогика. 2010. № 9. С. 73–84.

4. Бабошина Е. Б. К проблеме ценностно-смыслового становления личности будущего педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования, Humanitates. 2017. Т. 3. № 2. С. 199–212. DOI: 10.21684/2411-197Ч-2017-3-2-199-212.

5. Ежова Т. В. Дискурсивный подход к формированию общекультурной компетентности студентов. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. 176 с.

6. Землинская Т. Е., Ферсман Н. Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Педагогика. Проблемы высшей школы. СПб ГПУ. 4 (255). 2016. С. 153–160.

7. Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя: Избранная проза / сост. предисл. и примеч. В. Б. Муравьева. М. : Моск. рабочий, 1986. 527 с.

8. Карпинский К. В. Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности // Белорусский психологический журнал. 2010. № 1. С. 33–41.

9. Кудрявцева М. Е. Гуманитарная культура: личностно-социально-философский аспект // Дискурс. Философские науки. № 4. 2016. С. 3–10.

10. Лапина О. А., Лапина О. В. К вопросу о культуре речи в профессиональном педагогическом образовании // Русский язык и общее языкознание: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика. Иркутск : ИГЛУ, 2005. № 10. С. 38–44.

11. Лапина О. А., Воронова О. А. Опыт совершенствования профессионального ма­стерства учителя // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 103–113. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-103-113.

12. Lapina O. A., Ilyasova I. S., Yegorova Y. V., Gerasimova A. The Problem of the Transformation of the Specialist’ Personality in the Professional Activity // Lecture Notes in Management Science. 2018. V. 91. Pp. 67–73. ISSN 2251-3051 (Web of Science).

13. Лапчик М. П. О развитии нормативно-правовых основ дистанционного обра­зования в России // Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2014. № 4. С. 100–113.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность ; 2-е изд. М. : Смысл : Ака­демия, 2005. 352 с.

15. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М. : Языки славянской культуры, 1999. 465 с.

16. Моисеев Н. Н. Кризис современного образования // Наука и жизнь. 1998. № 6. С. 2–8.

17. Пузыревский В. Ю. Зеркальный купол храма знаний (о роли философии в определении смыслов и целей образования) // Вестник института образования человека. 2011. № 2. С. 1–6.

18. Савельева Н. Н. Гуманитарные основания образования / ХХI век: Россия и Запад в поисках духовности. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2003. С. 192–193.

19. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 89–90. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=103 (дата обращения: 12.03.2020).

20. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журнал. Вып. 5 (24), сент.-окт. 2014. С. 1–10. URL: https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-5-14 (дата обращения: 14.05.2019).

21. Sosnovskaya I.V., Drozdov V.V., Klimenko T.V., Roshchina O. E., Sadretdinov D. F. Socio-pedagogical alternatives of modernization of the university educational process: The real and virtual space. International Journal of Environmental and Science Education Volume. 2016. № 11, Issue 17. Pp. 9903–9911.

22. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации ХХI в. (доклад на общем собрании РАО 18.12. 2012) // Проблемы современного образования. № 6. 2012. С. 48–70.

23. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005. 222 с.

24. Цыркун И. И., Пунчик В. Н. Педагогическая интеллектика: дидактический аспект: монография. Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 192 с.

25. Чемоданова Д. И. Формирование профессионально-ориентированного мышления будущего социального педагога: монография / рец. В. И. Екимова; М-во образования и науки РФ, РГСУ. Калуга : Пересвет, 2011. 184 с.

26. Шаталова Н. П., Власова Е. В. Формирование логического мышления в процессе умственного развития // Актуальные проблемы современной науки: тр. 2-го Международного форума (VII Междунар. конф.) молодых ученых и студ. Гуманитарные науки. Самара : Изд-во Сам ГТУ, 2006. Ч. 41. Педагогика. С. 44–47.

Скачать статью в формате pdf

Влияние позитивных и негативных стилей семейного воспитания на формирование Я-концепции у подростков

Автор(ы):

Бубнова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, ORCID:https://orcid.org/0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

 

350058, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7(861)2199502, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-0002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

 

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании взаимосвязи между стилем воспитания в семье и формированием Я-концепции у подростков, в установлении зависимости между позитивными и негативными стилями воспитания в семье и формированием отдельных показателей Я-концепции подростков.

Материалы и методы. Методы исследования: «Q-сортировка» В. Стефансона, «Обзор чувств, реакций и убеждений» К. Роджерса (адаптация С. Л. Братченко), «Личностный дифференциал» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд). Для изучения стилей семейного воспитания были применены методика «Подростки о родителях» (ADOR), апробированная Санкт-Петербургским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева, методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера, Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варгой и В. В. Столиным, методика диагностики ценностных ориентаций Б. С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича); методы математико-статистической обработки и интерпретации данных (корреляционный и регрессионный анализ).

Результаты исследования. Выявлены позитивные и негативные стили воспитания в семье. Исследованием было установлено, что инфантилизация, отвержение, авторитарная гиперсоциализация, директивность приводят к становлению таких качеств у подростка, как замкнутость, необщительность, неуверенность в себе и своих силах; формированию чувства неполноценности, изолированности, что отрицательным образом сказывается на становлении его Я-концепции.

Заключение. Проведённый эксперимент позволил сформулировать вывод о значимости фактора семейного воспитания в формировании Я-концепции, разработать программу её коррекции. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с более глубоким изучением условий семейного воспитания и установления их влияния на процесс становления Я-концепции подростков в различных социокультурных средах.

Ключевые слова: Я-концепция, семейное воспитание, стиль воспитания, подросток, позитивная Я-концепция, позитивные и негативные стили воспитания.

Для цитирования: Бубнова И. С., Рерке В. И. Влияние позитивных и негативных стилей семейного воспитания на формирование Я-концепции у подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 446–458.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-446-458

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-446-458

УДК: 159.9+37.018.1

 

Дата поступления в редакцию: 11.05.2020

 

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений ; 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2004. 365 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 420 с.

3. Бубнова И. С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 1 (72). С. 211–214.

4. Джеймс У. Психология. СПб., 1905. 375 с.

5. Кон И. С. Психология ранней юности. Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1989. 256 с.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М. : Изд-во МПСУ. Воронеж : МОДЭК, 2009. 448 с.

7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов ; 7-е изд., стереотип. М. : Академия, 2002. 456 с.

8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности ; пер. с нем. М. : Мир, 1994. 320 с.

9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека ; пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М. : Прогресс; Универс, 1994. 480 с.

10. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 2002. 656 с

12. Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. New York: International Universities Press, Inc., 1959. 171 p.

13. Maslow A. Motivation and Personality. Harper & Brothers, 1954. 411 p.

14. Mead G. H. Mind Self and society. Mind Self & Society. The University of Chicago Press, Chicago and London, 2015. P. 38.

15. Rerke V., Tatarinova L., Bubnova I., Babitskaya L. & Bakhareva E. Creativity and innovations of teachers of modern school: empirical aspect // Revista Espacios. Vol. 41 (Number 06). Year 2020. P. 28.

16. Sullivan H. S. Conception of Modern Psychiatry // Selected Works. N. Y., 1964. Vol. 1. Pp. 3–30.

Скачать статью в формате pdf