Развитие интерпретационных умений суворовцев при обучении выразительному чтению баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
Автор(ы):
Лелинкова Елена Валентиновна, преподаватель русского языка и литературы, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Московский государственный педагогический университет, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1060-7055, Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации
190005, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 17, литер а, (а1, а4, а5), офис 2.013-2.017, тел.: +7(812)3106757, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Во введении к статье обозначена её цель, которую автор видит в поиске путей развития интерпретационных умений суворовцев 5 класса при обучении выразительному чтению.
Материалы и методы. В исследовании автор опирается на методы анализа психолого-педагогической и методической литературы, ориентирующие суворовцев-пятиклассников на глубокое восприятие и понимание художественного текста и подтекста, способствующие формированию интерпретационных умений при обучении выразительному чтению. Автор рассматривает художественную интерпретацию как одно из важнейших направлений литературного развития суворовца-читателя. По мнению автора, взаимосвязь герменевтического и аксиологического подходов в обучении выразительному чтению способствует развитию воссоздающего и творческого воображения суворовцев, позволяет раскрыть глубинные смыслы художественного произведения на личностном уровне.
Результаты исследования. Определена роль герменевтического и аксиологического подходов в методике выразительного чтения, рассмотрены пути формирования интерпретационной компетенции младших подростков – воспитанников суворовского училища в работе со звучащим словом. Проанализированы некоторые особенности восприятия художественного текста читателями-суворовцами, в том числе в гендерном аспекте, обозначены проблемы формирования читательской компетенции и интерпретационных умений. Представлен интерпретационный анализ выразительного чтения баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд» (в переводе С. Я. Маршака) суворовцев-пятиклассников. Автор анализирует работу суворовцев над партитурой произведения, уделяя особое внимание развитию эмоциональной отзывчивости, обогащению интонационной гаммы, воспитанию эмпатического начала в сопряжении с формированием представлений о нравственном понятийном комплексе, что способствует углублению понимания подтекста произведения и, следовательно, не только совершенствует исполнительское мастерство воспитанников, но и взращивает духовные качества обучающихся (аксиологический аспект).
Заключение. Автор утверждает, что взаимосвязь герменевтического и аксиологического подходов в обучении выразительному чтению способствует эффективному развитию интерпретационных умений суворовцев-чтецов, позволяет проникнуть в глубинные смыслы текста, а также формирует эмоциональный интеллект и личностные качества пятиклассника суворовского военного училища.
Ключевые слова: выразительное чтение, интерпретационные умения, герменевтический поход, аксиологический подход, интерпретационная компетенция, исполнительский анализ, эмоциональный интеллект, партитура текста, подтекст.
Для цитирования: Лелинкова Е. В. Развитие интерпретационных умений суворовцев при обучении выразительному чтению баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд» // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 382–392. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-382-392
DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-382-392
УДК: 372.882+355.337.8
Дата поступления в редакцию: 30.06.2020
Список литературы:
1. Богин Г. И. Типология понимания текста: учебное пособие. Калинин : Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1986. 87 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Педагогика, 1987. 344 с.
3. Галицких Е. О. Чтение как искусство: герменевтический аспект. [Электронный ресурс]. URL: https://studylib.ru/doc/2236262/e.o.-galickih--vyatggu-chtenie-kak-iskusstvo--germenevticheskij (дата обращения: 14.06.2020).
4. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М. : Учпедгиз, 1962. 494 с.
5. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2006. 464 с.
6. Ионин Г. Н. Проблема интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. СПб. : Образование, 1993. 144 с.
7. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М. : Искусство, 1970. 384 с.
8. Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. № 8. С. 91–98.
9. Романова Г. Интерпретация литературного произведения // Литературная учеба. 2004. № 4. С. 154–63.
10. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя ; 4-е изд. М. : Просвещение, 1985. 288 с.
11. Сосновская И. В., Ситникова Е. Р. Роль герменевтического подхода в литературном образовании // Вестник Бурятского государственного университета, 2015. Вып. 2. С. 125–130.
12. Шелестова З. А. Выразительное чтение в средней и высшей школе. М. : МПГУ, 2016. 210 с.
13. Шиманская В. А. Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 106 с.
14. Ядровская Е. Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе: учеб. пособие для вузов ; 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт; 2019. 236 с.