Имидж женской тяжёлой атлетики: основные компоненты и их характеристика

Автор(ы):

Степанова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4114-2801, Институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет

 

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7(495)4380781, e-mail: stepanova.olga.75@gmail. com

 

Степанова Дарья Павловна, ассистент кафедры физического воспитания и спорта, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4676-3583, Институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет

 

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7(495)4380781, e-mail: dp.stepanova.mpgu@gmail. com

Аннотация.

Цель исследования. Цель исследования – разработка статистической модели имиджа женской тяжёлой атлетики.

Методы и организация исследования. На первом этапе исследования было опрошено 77 московских школьниц в возрасте 12–14 лет. Девушкам было предложено высказать свои ассоциации, мысли или оценочные суждения, связанные с женской тяжёлой атлетикой. Полученные данные были обработаны методом качественно-количественного контент-анализа. На втором этапе исследования осуществлялся подбор антонимичных (противоположных по значению) пар высказываний опрошенных, характеризующих женскую тяжёлую атлетику. Таким образом был получен набор из 31 биполярной шкалы семантического дифференциала. На третьем этапе исследования тем же 77 школьницам в возрасте 12–14 лет было предложено оценить своё отношение к женской тяжёлой атлетике по разработанным шкалам семантического дифференциала. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу с ротацией референтных осей по Varimax-критерию. Результатом факторизации стала статистическая модель имиджа женской тяжёлой атлетики.

Результаты исследования. Статистическая (факторная) модель имиджа женской тяжёлой атлетики состоит из семи компонентов с присущими каждому из них группами характеристик: 1) эстетические качества, популярность («раскрученность») вида спорта, его положительное влияние на телесную и личностную сферу женщины; 2) гендерная сообразность вида спорта, его позитивное влияние на здоровье и социальный статус женщины; 3) доступность (физическая, финансовая) и безопасность вида спорта; 4) качество инфраструктуры вида спорта, его востребованность у современной молодёжи; 5) влияние на социальный статус женщины; 6) позитивное влияние на морально-волевые качества занимающихся; мода на занятия мужскими видами спорта; 7) общественное признание спортивных успехов и достижений отечественных спортсменок.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программы коррекции имиджа женской тяжёлой атлетики, а также для формулировки аргументов в целях выигрышного позиционирования тяжёлой атлетики в глазах потенциальных занимающихся.

Ключевые слова: женская тяжёлая атлетика, имидж, девушки-подростки, факторная модель имиджа женской тяжёлой атлетики.

Для цитирования: Степанова О. Н., Степанова Д. П. Имидж женской тяжёлой атлетики: основные компоненты и их характеристика // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 411–422.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-411-422

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-411-422

УДК: 796.88+159.9.072

Дата поступления в редакцию: 01.12.2019

 

Список литературы:

1. Волкова А. Н., Степанова Д. П. Внутренний имидж женской тяжёлой атлетики и пути его совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 4. С. 111–119.

2. Зайвый В. Больше женщин и молодёжи: МОК представил программу летней Олимпиады 2020 года // RT. 10 июня 2017 г. URL: https://russian.rt.com/sport/ article/398592-olimpiada-tokio-programma (дата обращения: 30.11.2019).

3. Кухтерина А. Н. Популярность вида спорта: понятие, атрибуты, способы повышения // Преподаватель XXI век. 2011. Ч. 1. № 3. С. 100–108.

4. Лысенко Р. Гендерные аспекты современного спорта в деятельности МОК [Электронный ресурс] // Международные гуманитарные связи: материалы XII студенческой научной конференции. Великий Новгород, 2016. Т. XII. URL: https://mgs.org.ru/wp-content/sbornik_mgs_12.html#pf8 (дата обращения: 30.11.2019).

5. Мяконьков В. Б., Копылова Т. В. Формирование имиджа спорта на современном этапе развития общества (на примере популяризации городошного спорта) // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 3. С. 46–51.

6. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тяжёлая атлетика»: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20 августа 2019 г. № 672. URL: https://rg.ru/2019/09/24/minsport-prikaz-672-site-dok.html (дата обращения: 30.11.2019).

7. Пархоменко Н. Н. Женская тяжёлая атлетика: успехи и проблемы // Развитие тяжёлой атлетики в России [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/SPORT/ soderganie/2/Parhomenko.pdf (дата обращения: 30.11.2019).

8. Пономарев И. Е., Стриева Л. Ю., Самыгин С. И. Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ори­ентаций молодёжи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 61–64.

   9. Степанова Д. П. Технология формирования позитивного имиджа вида спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 6. С. 41–42.

   10. Тяжёлая атлетика на Олимпиаде в Токио 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://olympteka.ru/olymp/tokyo2020/sport/58.html (дата обращения: 30.11.2019).

Скачать статью в формате pdf