Применение социально-культурных технологий в процессе реабилитации пожилых людей, имеющих нарушения слуха

Автор(ы):

Светлана Петровна Татарова, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6276-0852, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7 (3012) 233326, e-mail: Svetlana.tatar@inbox.ru

Надежда Александровна Затеева, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6144-4922, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7 (3012) 233326, e-mail: z.n.a.-79@mail.ru

Аннотация. Введение. Полноценная жизнь пожилых граждан, имеющих нарушения слуха, невозможна без комплексной реабилитации, предоставления им ряда услуг, отвечающих их физическим, психическим и социальным потребностям, призванным компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности.

В системе комплексной реабилитации инвалидов различной нозологии и возраста значимая роль отводится социокультурной реабилитации.

Материалы и методы исследования. Методология исследования основывается на теории компенсаторных способностей организма человека. Эмпирическую основу исследования составили изучение деятельности Бурятского регионального отделения Всероссийского общества глухих, обобщение опыта работы авторов с лицами с нарушениями слуха.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является обобщение опыта применения социально-культурных технологий в реабилитационной работе с пожилыми людьми, имеющими нарушения слуха. Задачи: определить потенциал социально-культурных технологий в работе с лицами пожилого возраста, имеющими нарушения слуха; выявить наиболее эффективные социально-культурные технологии, применимые в условиях реабилитации пожилых граждан с нарушениями слуха; проанализировать опыт работы с выбранной социальной категорией в рамках проекта «Байкальская летняя школа “Серебряный возраст”» в течение 2017–2019 гг. Объектом исследования стал процесс социально-культурной реабилитации пожилых граждан с нарушениями слуха.

Результаты исследования. Практика показывает, что социокультурная реабилитация пожилых людей, имеющих нарушения слуха, нередко ограничивается стенами специализированных учреждений и рамками деятельности Всероссийского общества глухих. Культурно-досуговые учреждения не всегда готовы принять специфическую аудиторию, не имеют обученных специалистов и специальной техники для работы с глухими и слабослышащими. Инновацией в решении существующих проблем является включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивные проекты. Авторы исходили из положения о том, что для пожилых людей с нарушениями слуха особо значимы те виды деятельности, которые позволяют повысить эмоциональный фон, расширить коммуникацию, самореализоваться.

Обсуждение и заключение. Реализация проекта для пожилых людей «Байкальская летняя школа “Серебряный возраст”» в течение трёх лет подтвердила гипотезу о том, что реабилитационная программа, составленная с учётом проблем и особенностей её участников, эффективна, способствует повышению реабилитационного потенциала участников.

Ключевые слова: социально-культурная реабилитация, лица с нарушениями слуха, пожилые люди, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Для цитирования: Татарова С. П., Затеева Н. А. Применение социально-культурных технологий в процессе реабилитации пожилых людей, имеющих нарушения слуха // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 38–48.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-38-48

УДК: 379.8:364.048.6

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-38-48

Дата поступления в редакцию: 02.06.2020

Список литературы:

1. Андреева О.С. Типовая программа социальной реабилитации или абилитации для слабослышащих и глухих инвалидов в возрасте 18 лет и старше // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2018. № 2. С. 59–63.

2. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М. : Филантроп, 1995. 656 с.

3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. М. : Педагогика, 1983. 368 с.

4. Дайк Я. Ван Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. 1992. № 4. С. 36–44.

5. Досуг различных категорий населения и проектно-технологический подход к его организации в социально-культурной деятельности: региональные аспекты / науч. и отв. ред. Г. В. Оленина. Барнаул : Изд-во АГИК, 2020. 409 с.

6. Затеева Н. А., Кокорин А. И. Социально-культурная реабилитация лиц с нарушениями слуха // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.1–2 октября 2020 г. / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2020. С. 112–114.

7. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток : Изд-во ДВФУ, 2004. 84 с.

8. Свердлов А. З. Социокультурная реабилитация лиц с нарушениями слуха средствами досуговой театральной деятельности // Специальное образование. 2015. № 1. С. 66–73.

9. Социокультурная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в учреждениях культуры Свердловской области: лучшие социальные практики и инклюзивные сервисы : сборник статей. Екатеринбург. 2018. 175 с.

10. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами. М. : Дашков и К, 2008. 240 с.

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 27 | Скачиваний: 26