Исследование особенностей гендерной идентичности у девочек-сирот подросткового возраста

Автор(ы):

Ирина Сергеевна Бубнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Виктория Игоревна Рерке, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7 (3952) 200739, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Аннотация. Подростки-сироты испытывают затруднения в осознания себя и своего места в мире, а отсутствие знаний о различиях полов, смутное представление подростков-сирот о своей будущей гендерной роли в семье, отсутствие адекватных образцов для идентификации и др. приводят к нарушению у них процесса формирования гендерной идентичности. Цель статьи – изучить особенности формирования гендерной идентичности у девочек подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей, и выработать соответствующие рекомендации по её формированию. Авторами подробно изучены особенности гендерной идентичности у девочек-сирот. Выявлены особенности гендерной идентичности у девочек, оставшихся без попечения родителей, установлено значение типа гендерной идентичности для уровня их социальной адаптации. Полученные результаты позволили выработать практические рекомендации по формированию типа гендерной идентичности у сирот, адекватной их биологическому полу. Статья предназначена для специалистов-психологов, сотрудников интернатных учреждений, исследователей, занимающихся вопросами гендерной идентичности личности, психологов и педагогов, участвующих в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов-психологов и социальных педагогов.

Ключевые слова: гендер, пол, гендерная социализация, половая социализация, сирота, подросток, маскулинность, фемининность, андрогиния, адаптация, гендерная идентичность.

Для цитирования: Бубнова И. С., Рерке В. И. Исследование особенностей гендерной идентичности у девочек-сирот подросткового возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 49–62.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-49-62

УДК: 159.923.2+37.018.324

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-49-62

Дата поступления в редакцию: 14.01.2021

Список литературы:

1. Бабицкая Л. А., Бубнова И. С., Кибальник А. В., Рерке В. И., Федосова И. В. Теоретико-эмпирическое осмысление понятия «жизненная перспектива личности детей-сирот» // Social Sciences. 2016. Т. 11. No 27. С. 6451.

2. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М. : РОССПЭН. 2004. 332 с.

3. Берн Ш. Гендерная психология. М. : Прайм-Еврознак. 2004. 320 с.

4. Бобкова Т. С. Гендерные особенности половой идентификации детей-сирот // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. No 20. С. 66–70.

5. Бочаров В. В. Антропология возраста: учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001. 192 с.

6. Бубнова И. С. Гендерный дисплей подростка-сироты // Казанский педагогический журнал. 2016. No 2-2 (115). С. 389–392.

7. Бубнова И. С., Рерке В. И. Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. Т. 84. No 1. С. 175–182.

8. Бубнова И. С., Терещенко А. Г. Особенности гендерной идентичности у подростков девиантного поведения // Казанский педагогический журнал. 2017. No 2 (121). С. 166–169.

9. Булычев И. И. О гендеристике (гендерологии) и ее ключевых понятиях // CREDO NEW. 2005. No 2. С. 8.

10. Воронина О. А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран СНГ: Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. М. : Вариант, 2006. С. 443–511.

11. Дубовская Е. М., Мишина К. С. Особенности гендерной социализации в неполной семье // Психологические исследования. 2015. Т. 8, No 42. С. 9.

12. Иванова Е. С. Вербализация эмоций: возрастные и гендерные различия // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2011. No 4 (95). С. 180–188

13. Ильин В. А. Сравнительное исследование особенностей психосоциального развития учащихся старших классов и студентов-первокурсников высших учебных заведений // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. No 1. С. 14–23.

14. Ильин В. А., Сипягин Д. В. Возможности и перспективы использования психосоциального подхода к проблеме развития в условиях средней школы // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. No 2. С. 25–33.

15. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. 1998. 92 с.

16. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. Спб. : Алетейя. 2004. 404 с.

17. Курочкина И. А. Развитие гендерной идентичности подростков учреждений государственного воспитания // Фундаментальные исследования. 2014. Т. 6. No 9.

18. Лисина М. И., Дубровина И. В., Рузская А. Г. и др. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Педагогика, 1990. 264 с.

19. Мещерякова М. И. Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях [Электронный ресурс] // Психологи. 2015. URL: https://www. b17.ru/article/36859/ (дата обращения: 23.06.2020).

20. Морозова Е. С. Агрессивность и личностная идентичность у подростков-воспитанников интерната : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2006. 23 с.

21. Мугаджирова А. С., Пицхелаури Э. М., Атаева Д. З. Проблема полоролевой социализации детей-сирот в условиях учреждения интернатного типа // Успехи современной науки. 2016. Т. 7. No 11. С. 127–130.

22. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечения: хрестоматия. М. : Прсвещение, 1991. С. 113–122.

23. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства: учеб. пособие. М. : Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения; СПб. : Питер. 2007. 413 с.

24. Рымарев Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Краснодар, 2006. 22 с.

25. Семина Н. Э. Гендерная идентификация как психологический механизм регуляции поведения: На примере подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Хабаровск, 2003. 24 с.

26. Семья Г. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений [Электронный ресурс] // Неволя. 2007. No 14. URL: index.org.ru›nevol/2007-14/15_ semya_n14.html (дата обращения: 12.04.2020).

27. Степанова Л. Г. Формирование гендерной идентичности у современных юно- шей и девушек // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. No 5. С. 67–72.

28. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» ; 2-е изд. / под ред. О. А. Ворониной. М. : МЦГИ /МВШСЭН. 2001. 367 с.

29. Шипицина Л. Н. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2005. 627 с.

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 21 | Скачиваний: 25