Просветительская деятельность будущего педагога в условиях сельской среды
Автор(ы):
Татьяна Александровна Ткачёва, преподаватель, Ангарский педагогический колледж, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0782-9239
665830, Россия, Иркутская область, г. Ангарск, кв. 61, стр. 1, тел.: +7 (3955) 522192, e-mail: tkachevi2014@mail.ru
Аннотация. Введение. Подготовка будущих педагогов является одной из самых обсуждаемых тем в области образования. Особое внимание уделяется сельской школе и её кадровому обеспечению. Мы полагаем, что будущий педагог сельской школы должен обладать высоким творческим потенциалом, социальной активностью, устойчивым эмоциональным интеллектом. Уметь быстро и неординарно решать профессиональные задачи, стремиться к самосовершенствованию. И, в конечном счёте, принимать участие в решении ранее не свойственных ему задач, вступая в конструктивный диалог с властью и населением, проживающим в селе; причём делать это грамотно и успешно. Специфика сельской среды требует от будущего педагога овладения ещё одним видом профессиональной деятельности – просветительской. Таким образом, в качестве объекта анализа мы выделяем феномен просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В данной статье раскрыто понятие «просветительская деятельность» будущего педагога; уточнена её структура; выявлены особенности сельской среды; определены основные направления просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды; представлены обобщающие результаты социологического опроса по заявленной теме исследования.
Материалы и методы. В статье представлен обобщающий анализ проблемы просветительской деятельности будущего педагога в условиях сельской среды. В ходе исследования были реализованы следующие методы: анализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам организации просветительской деятельности в сельской школе; педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование учителей начальных классов, педагогов дошкольного и дополнительного образования, студентов Ангарского педагогического колледжа, их родителей или лиц, их заменяющих.
Результаты исследования. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области педагогического просвещения сельского населения была уточнена сущностная характеристика понятия «просветительская деятельность», представлена структура данной деятельности. С целью выявления особенностей сельской среды, основных направлений просветительской деятельности в условиях сельской среды был организован социологический опрос «Моя малая родина, какая она?». В данном опросе приняли участие студенты Ангарского педагогического колледжа и их родители, учителя начальных классов, педагоги дошкольного и дополнительного образования, проживающие в сельской местности. Результаты опроса обобщены и представлены данной статье.
Заключение. Практическая значимость работы заключается в рассмотрении феномена «просветительская деятельность» будущего педагога в условиях сельской среды. Исследование продолжается, но по предварительным данным можно сделать вывод о необходимости внедрения в образовательные программы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» разделов, направленных на формирование умений, необходимых для осуществления просветительской деятельности будущих педагогов в условиях сельской среды.
Ключевые слова: просветительская деятельность, просвещение, будущий педагог, сельская среда, профессиональная деятельность, местожительство, семейно-соседская микросреда.
Для цитирования: Ткачёва Т. А. Просветительская деятельность будущего педа- гога в условиях сельской среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 222–233. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233
УДК: 377.1
Дата поступления в редакцию: 13.11.2020
Список литературы:
1. Байбородова Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 9–23.
2. Богодухова О. А., Нежельченко А. Ю., Данилова А. М. Сравнительный анализ мер по поддержке развития сельских территорий России и ЕС // Проблемы и решения современной аграрной экономики: мат-лы XXI междунар. науч.-произв. конф. В 2 т. Т. 2. п. Майский. Белгород, 2017. С. 176–177.
3. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. Монография. М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. 155 с.
4. Гурьянова М. П. Сельская социальная среда как пространство развития современного детства // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 16–18 апреля 2018 года. М., 2018. Т. 2. С. 120–128.
5. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы // Мониторинг экономики образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. № 35. С. 1–16.
6. Иванова И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности : учебное пособие. ЮУрГГПУ. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 198 с.
7. Котькова Г. Е. Создание воспитывающей среды сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 46–55.
8. Красильников Ю. Д. Основы теории культурно-просветительной работы : учебное пособие для студентов культ.-просвет. фак. ин-тов культуры. МГИК. М. : Изд-во МГИК, 1982. 80 с.
9. Гохберг Л. М., Озерова О. К., Саутина Е. В., Шугаль Н. Б. Краткий статистический сборник : Образование в цифрах: 2020. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.
10. Найданов А. С. Социально-воспитательная работа с населением в семейно-соседском социуме // Вестник тамбовского университета. 2010. № 5 (85). С. 270–276.
11. Симбирцева Н. А., Челышева И. В., Симбирцева Н. А. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127 –140.
12. Стефановская Н. А. Просвещение как традиция духовной жизни : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. Тамбов, 2001. 16 с.
13. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М. : Абрис/ОЛМА : 2018 г. 448 с.
14. Федосова И. В., Кибальник А. В. Готовность к семейной жизни студентов, оставшихся без попечения родителей: опыт эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 2 (30). С. 233–243.
15. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И., Матина Г. О., Амбурцев Р. А., Загривная Т. А., Кожемякина Л. А. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М. С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. 237 с.
16. Яровенко Т. В. Культурно-просветительская деятельность как аспект подготовки бакалавра в педагогическом вузе / Вестник Омского государственного университета гуманитарные исследования. 2019. № 1 (22). С. 148–150.
17. О просветительской деятельности: Модельный закон [Электронный ресурс] : Приложение к постановлению МПА СНГ от 20 мая 2016 года № 44-11. URL: https:// iacis.ru/public/upload/files/1/640.pdf (дата обращения: 03.02.2021).
18. Amini C., Nivorozhkin E. The urban–rural divide in educational outcomes: Evidence from Russia [Electronic resource] // International Journal of Educational Development 2015. 44: 118–133. URL: https://www.researchgate.net/publication/282462525_The_urban-ru- ral_divide_in_educational_outcomes_Evidence_from_Russia (mode of access: 08.05.2021). DOI:10.1016/j.ijedudev.2015.07.006
19. Echazarra A., Radinger Т. Learning in rural schools: Insights from PIZA, TALIS and the literature OECD // OECD Education Working Paper. 2019 (4). No 196. 77 p.
20. Kapur R. Education in Rural Areas [Electronic resource] // ACTA SCIENTIF- IC AGRICULTURE. 2019. 3.7. 79–86. URL: https://www.researchgate.net/publica- tion/329059160_Education_in_Rural_Areas (mode of access: 01.05.2021). DOI:10.31080/ ASAG.2019.03.0520