Исследование затруднений преподавателей в организации научно-исследовательской деятельности

Автор(ы):

Лариса Александровна Цветкова, доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4080-7103,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 6437767, e-mail: ltsvetkova@herzen.spb.ru

Ольга Владимировна Фищева, начальник управления научных исследований, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6808-4368, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3124272, e-mail: ofischeva@herzen.spb.ru

Сергей Юрьевич Трапицын, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3752-8848, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 5700875, e-mail: trapitsin@gmail.com

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблемных ситуаций и типичных затруднений, с которыми сталкиваются преподаватели современной высшей школы при осуществлении научно-исследовательской деятельности.

К важнейшей задаче вузовской администрации отнесено создание благоприятных условий для осуществления этой деятельности, обеспечение её необходимыми ресурсами, организационная, педагогическая, психологическая, методическая, финансовая и иная поддержка преподавателей, активно занимающихся научной деятельностью и демонстрирующих в ней высокую результативность.

В ходе исследования, направленного на выявление типичных затруднений, возникающих у вузовских преподавателей в процессе научно-исследовательской деятельности, было зафиксировано более 200 обращений, которые дифференцировались по категориям научно-педагогических работников: молодые учёные (преподаватели без степени в возрасте до 30 лет (включительно); преподаватели с учёной степенью кандидата наук до 35 лет (включительно); преподаватели, ведущие инициативную научную работу; преподаватели, являющиеся исполнителями и / или руководителями финансируемых научно-исследовательских проектов. Кластерный анализ позволил сгруппировать предметы обращений (типичные проблемы) в несколько блоков:

– проблемы определения путей и перспектив развития научно-исследовательской деятельности;

– проблемы компетентности научно-педагогических работников;

– социально-психологические проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в получении достоверной и необходимой информации для планирования профессионального и личностного развития преподавателя, решения организационных, методических, ресурсных и т. п. проблем управления научно-исследовательской деятельностью. Перспективы исследования состоят в экспериментальной проверке предлагаемых моделей сопровождения научно-исследовательской деятельности и оценке их эффективности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность в вузе; научно-педагогические работники; проблемы и затруднения в осуществлении научно-исследовательской деятельности; организационно-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности

Для цитирования: Цветкова Л. А., Фищева О. В., Трапицын С. Ю. Исследование затруднений преподавателей в организации научно-исследовательской деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 264273. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-264-273

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-264-273

УДК: 378.12

Статья поступила в редакцию 15.06.2021, одобрена после рецензирования 08.09.2021, принята к публикации 09.09.2021

Список источников:

1. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж : ЮНЕСКО, 2005. 231 с.

2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М. : Либроком, 2014. 270 с.

3. Фищева О. В. Анализ типичных проблем преподавателей вузов при реализации научно-исследовательской деятельности // На путях к новой школе. № 1. 2015. С. 100–106.

4. Shurmar W. College for Sale: A Critique of the Commodification of Higher Education.: Falmer Press, 1997. Цит. по: Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М., 2012. 224 с.

5. Ахметшина Е. Р. Профессиональная идентичность преподавателя вуза в условиях реформирования системы высшего образования в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. № 4 (12). С. 80–88.

6. Дубицкий В. В. О мотивации деятельности преподавателей вуза. // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 119–124.

7. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М. : Политиздат. 1983. 142 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 69 | Скачиваний: 48