Формирование гражданственности и патриотизма у обучающихся подросткового и юношеского возраста: на примере Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области
Автор(ы):
Алексей Владимирович Афанасов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, https://orcid.org/0000-0003-2956-3387, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1, тел.: +7 (4852) 726692, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Проблема патриотизма с ранних лет имеет огромное значение в развитии личности как гражданина. Цель работы – определить уровень гражданственности и патриотизма у подростков и юношей.
Методы исследования. Стандартизированное интервью и опросник «Гражданственность и патриотизм» (А. С. Вишневская, Л. И. Саранцева).
Результаты исследования показывают высокий уровень гражданственности и патриотизма в обеих возрастных выборках. В наибольшем приоритете для подростков оказывается интерес к историческому прошлому страны и знание основных нормативно-правовых актов, а в низшей ступени оказались ценности, связанные военной службой. У студентов вуза, наряду с интересом к культуре и истории, значимость приобретают активные действия, направленные на выражение своей гражданской позиции.
Заключение. В ходе работы выявлены проблемы в патриотическом воспитании обучающихся и в контексте этого в части историко-патриотической деятельности обучающихся была разработана и апробирована программа, направленная на развитие молодёжного туризма через привлечение внимания молодёжи к истории, памятным местам, культуре и традициям, и их изучению путем участия в квест-играх.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, подростки, юноши, история, культура
Для цитирования: Афанасов А. В. Формирование гражданственности и патриотизма у обучающихся подросткового и юношеского возраста: на примере Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 130–141. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-130-141
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-130-141
УДК: 37.035.6
Статья поступила в редакцию 14.03.2022, одобрена после рецензирования
11.05.2021, принята к публикации 15.05.2022.
Список источников:
1. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 116–121.
2. Stilz A. B. Hume, modern patriotism, and commercial society // History of European Ideas. 2003. Vol. 29, Issue 1. Pp.15–32. https://doi.org/10.1016/S0191-6599(02)00085-2
3. Piirimäe E. Dying for the fatherland: Thomas Abbt’s theory of aesthetic patriotism // History of European Ideas. 2009. Vol. 35, Issue 2. Pp. 194–208.
4. Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся средней школы, студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Ярославль, 2014. 20 с.
5. Schlosser K. Education and intimate war of position: The National Security League’s Committee on Patriotism through Education, 1917–1919 // Political Geography. 2017. Vol. 60, pp. 66–75. https://doi.org/10.1016/j.polgeo.2017.04.008
6. Sc hochet G. Patriotism, Editor(s): Neil J. Smelser, Paul B. Baltes, International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, Amsterdam [etc.] : Elsevier, 2001. Pp. 11116–11118.
7. Sat herley N., Yogeeswaran K., Osborne D., Sibley C. G. Diff erentiating between pure patriots and nationalistic patriots: A model of national attachment profi les and their socio-political attitudes // International Journal of Intercultural Relations. 2019. Vol. 72. Pp 13–24.
https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.06.005
8. Vincent K. S. Nationalism and patriotism in nineteenth century French socialist thought // History of European Ideas. 1992. Vol. 15, Issue 1–3. Pp. 217–223.
9. Meier- Pesti K., Kirchler E. Nationalism and patriotism as determinants of European identity and attitudes towards the Euro // Journal of Socio-Economics. 2003. Vol. 32. Issue 6. Pp. 685–700. DOI:10.1016/j.socec.2003.10.006
10. Савкин Н. С. Философия патриотизма: патриотизм мнимый, показной и подлинный // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. Т. 18. № 2(42). С. 197–204.
11. Gusacov E. Education for patriotism and the Arab-Israeli sector // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 60. Pp. 138–148. DOI:10.1016/j. ijedudev.2017.11.005
12. Livi S., Leone L., Falgares G., Lombardo F. Values, ideological attitudes and patriotism
// Personality and Individual Diff erences. 2014. Vol. 64. Рр. 141–146. DOI:10.1016/j. paid.2014.02.040
13. Шинкарева Н. И., Петрова Л. А. Патриотизм и гражданственность как нравственные основы формирования личности обучающихся // Студенческая наука Подмосковью : материалы Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 25–26 апреля 2017 г. Орехово-Зуево : Изд-во Гос. гуманитарно-технолог. ун-та, 2017. С. 702–704.
14. Сулейманов Т. Ф., Кашапов У. А. Религиозный характер русского патриотизма // Инклюзия в образовании. 2021. Т. 6. № 1(21). С. 6–21.
15. Фролов В. А. Духовность как основа патриотизма // Российская наука: актуальные исследования и разработки : Сборник науч. статей VI Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч., Самара, 1 ноября 2018 г. Самара : Изд-во Самар. гос. эконом. ун-та, 2018. С. 221–225.
16. Салганова Е. И. Состояние и особенности формирования патриотизма учащихся средней общеобразовательной школы // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2019. Т. 14. № 3(191). С. 128–137.
17. Коробов Н. В., Лутовинов В. И. Поисковое движение – важная форма развития
патриотизма и военно-исторического сознания молодежи // Вестник ВЭГУ. 2008. № 6 (38). С. 76–81.
18. Солынин Н. Э., Ледовская Т. В. Ценностные основания социального воспитания волонтеров // Психология и педагогика социального воспитания : Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 85-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. Кострома, 3–5 марта 2020 г. Кострома : Костромской государственный университет, 2020. С. 107–111.
19. Кадменский В. Г., Иванов М. А Воспитание чувства гражданственности и патриотизма в процессе преподавания “Физики” // Гуманитарный вестник. 2013. № 2(25).
С. 324–326.
20. Петрова И. В. Патриотизм начинается с любви к своему городу // Педагогическая наука и практика. 2018. № 4(22). С. 127–129.
21. Филонова А. В., Кравченко М. В., Чуприна К. В. Воспитание патриотизма и ответственного гражданского поведения в рамках проведения географических экскурсий в средней и старшей школе // Вестник научных конференций. 2015. № 2–6(2). С. 148–150.
22. Kello K., Wagner W. I ntrinsic and extrinsic patriotism in school: Teaching history after Estonia’s critical juncture // International Journal of Intercultural Relations. 2014. Vol. 43, Part A. Pp. 48–59. doi.org/10.1016/j.ijintrel.2014.08.016
23. Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности молодежи: методические рекомендации. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. 2014. 48 с.