Содержательные особенности мотивационно-потребностного компонента воспитательной деятельности отцов разной национальности

Автор(ы):

Анастасия Анатольевна Ефимова, старший преподаватель кафедры психологии, https://orcid.org/0000-0002-6350-376X, Сургутский государственный педагогический университет

628417, Россия, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, тел.: +7 (3462) 774070, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В России как в многонациональной стране большой процент населения составляют межэтнические семьи. Эта особенность отражается в воспитательной деятельности семьи и отца, в частности. Роль отца в воспитании ребёнка хоть и отличается от материнской, но также играет важную роль. Именно отец выступает в семье в качестве связующего элемента системы, и его участие в воспитании детей носит устойчивый характер, влияющий как на личностные, так и на социальные стороны его развития. Важным в исследовании воспитательной деятельности отцов разной национальности является мотивационно-потребностный компонент (как основополагающий компонент любой деятельности), от содержательных особенностей которого будет зависеть и результат этой деятельности – развитие ребёнка.

Методы исследования: анкета «Особенности семейного воспитания» (Ю. А. Токарева, А. А. Ефимова); методика «Мотивационно-потребностная сфера отцовства» (МПСО), (Ю. А. Токарева); U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования: определены содержательные особенности мотивационно-потребностного компонента воспитательной деятельности отцов разной национальности: русской – мотив социального одобрения; украинской – мотив достижения успехов в отношениях с ребёнком, в его развитии; татарской – мотив самореализации в детях; армянской и азербайджанской национальности – мотив самоутверждения.

Заключение. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки психолого-педагогических рекомендаций по работе с семьёй.

Ключевые слова: отцовство, воспитание, воспитательная деятельность отца, мотивация отцовства

Для цитирования: Ефимова А. А. Содержательные особенности мотивационно-потребностного компонента воспитательной деятельности отцов разной национальности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 336–344. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-336-344

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-336-344

УДК: 37.018.11

Статья поступила в редакцию 18.05.2022, одобрена после рецензирования 26.06.2022, принята к публикации 05.07.2022.

Список источников:

1. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. М. : Интеллектуальная книга – Новый хронограф, 2010. 352 с.

2. Токарева Ю. А., Носкова М. В. Свеженцева Е. А. Феномен современного отцовства. Екатеринбург: УГМУ, 2014. 283 с.

3. Светлакова В. П. Роль отца в современной российской семье // Семейная психология и семейная терапия. 2013. № 1. С. 31–41.

4. Баранова Е. В. Значение отца для развития ребенка // Журнал практического психолога. 2014. № 3. С. 58–63.

5. Овчарова Р. В. Отцовство как психологический феномен // Вестник института семьи. 2010. № 5. С. 25–30.

6. Ефимова А. А. Воспитательная деятельность отца как фактор социального развития ребенка младшего школьного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 2 (58). С. 105–112. DOI: 10.24888/2073-8439-2022-58-2-105-112

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2022. 460 с.

8. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М. : Время, 2009. 495 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 38 | Скачиваний: 16