Развитие потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения

Автор(ы):

Наталья Юрьевна Майданкина, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин, https://orcid.org/0000-0001-5783-3837, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4, maidankina @ mail.ru, тел.: +7 (8442) 323989

Аннотация. В условиях геополитических и социально-экономических вызовов образовательный вектор смещается к разработке эффективных подходов в развитии кадрового потенциала педагогических работников системы дополнительного профессионального образования. В статье автор обращается к анализу исследований в области изучения подходов к обучению взрослых, развитию потенциала педагога. К современной задаче относится и изучение подходов к проектированию единой системы научно-методического сопровождения для развития потенциала педагога. Автор особо рассматривает проблему развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения. С этой целью на основе диагностических материалов автор изучает особенности восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений, взаимосвязь развития личных достижений и профессиональных умений, оказывающие влияние на развитие потенциала. Уточняет компоненты структуры потенциала и набор профессиональных умений педагогов дошкольной сферы, необходимый в условиях реализации Профессионального стандарта педагога, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для эффективной организации образовательной деятельности. Представляет основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения.

Материалы и методы. Для исследования в качестве диагностического инструментария разработаны материалы опроса воспитателей, выявлены особенности восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений. На основе сравнительного анализа изучению были подвергнуты компоненты структуры потенциала и современный набор профессиональных умений педагога дошкольной сферы. Представлены основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения.

Результаты исследования. Результаты исследования позволяют осуществить анализ особенностей восприятия педагогами дошкольной организации личных достижений, выявить взаимосвязь развития личных достижений и профессиональных умений, уточнить компоненты структуры потенциала и набор профессиональных умений педагога дошкольной сферы, представить основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения, а также формируют общее понимание стратегии деятельности.

Заключение. Материалы исследования – опрос, анализ данных о восприятии педагогами личных достижений, компоненты структуры потенциала, набор профессиональных умений педагога дошкольной сферы, основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения в условиях изменений системы дополнительного профессионального образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования могут быть использованы для организации деятельности в области совершенствования профессиональных умений педагогических кадров.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, система повышения квалификации, восприятие личных достижений, профессиональные умения, элементы концепции, педагог дошкольной сферы

Для цитирования: Майданкина Н. Ю. Развитие потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 476–493. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-467-493

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-476-493

УДК: 378.046.4

Статья поступила в редакцию 18.08.2022, одобрена после рецензирования 27.10.2022, принята к публикации 02.11.2022.

Список источников:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/?ysclid=lblygw04fw826121915 (дата обращения: 23.11.2022).

2. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] : утв. на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) № 10. URL: https://base.garant.ru/72192486/?ysclid=lbly8ncxv0984441158 (дата обращения: 06.01.2021).

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации 07.05.2018 № 204. URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575/ (дата обращения: 24.07.2021).

4. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 № Р-174 // Консультант-Плюс: официальный сайт компьютерной справочной правовой системы РФ. URL: https://report.apkpro.ru/uploads/share/% (дата обращения:19.04.2022)

5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Педагогическое общество России. 2002. 512 с.

6. Вершловский С. Г. От повышения квалификации к постдипломному педагогическому образованию // Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие / под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. СПб. : СПбАППО, 2007. С. 6–33.

7. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. … д-ра. пед. наук : 13.00.08. М., 2019. 461 с.

8. Григорьева И. В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (BlendedLearning) и онлайн-обучения, как важной составляющей цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 3. С. 34–45.

9. Кутузова З. Ю., Кутузов А. В. Непрерывное профессиональное цифровое обучение как приоритетное направление в саморазвитии и самосовершенствовании для преподавателя // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 4 (13). С. 44–49.

10. Байдарова О. И. Правовой потенциал социально-педагогической деятельности // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: Мат-лы первой междунар. науч.-практ. конф. / под общей ред. В. С. Торохтия. М. : Граница, 2011. С. 478–488.

11. Дондокова Р. Б. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 1. С. 35–38.

12. Костылева A. A. Направленность на диалогическое педагогическое общение и ее личностные детерминанты // Материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24-27 мая 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 118–122.

13 Лашкова Л. Л., Резанович И. В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе: монография. М. : ВЛАДОС, 2011. 339 с.

14 Соколов В. В. Философия духа и материи Рене Декарта : монография. М. : Либроком, 2011. С. 78–81.

15. Аверина А. Ж., Александрова Л. А., Васильев, И. А. Гордеева Т. О. и др. Личностный потенциал: структура и диагностика : коллективная монография / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.

16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 24.07.2021).

17. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (в последней редакции). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 12.11.2022)

18. Майданкина Н. Ю., Захарова Л. М. Научно-методическое сопровождение специалиста в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики // Нижегородское образование. 2022. № 2. С. 91–99.

19. Плужникова Н. Н., Чередникова А. Ю. Системное моделирование навыков soft skills как условие сотрудничества молодёжи разных стран // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 193–202.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 24 | Скачиваний: 17