Изучение зоны ближайшего развития у детей младшего школьного возраста с разной степенью выраженности инициативности
Автор(ы):
Галина Александровна Мишина, доктор психологических наук, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-8406-2246, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования
119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (499) 2450452
Ирина Викторовна Довольнова, методист 1 категории художественно-творческой мастерской, https://orcid.org/0000-0002-3596-7313, Одинцовский Центр развития культуры
143003, Россия, Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, 36, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (495) 5875220
Аннотация. Введение. Эпоха перемен в социальной и экономической сферах развития современного общества требует активного участия человека во всех областях жизнедеятельности. Закономерен вопрос о том, как сохранить собственную индивидуальность в рамках приобретения социокультурного опыта; как научить подчиняться требованиям среды и при этом оставаться инициативным. Отечественные психологи выделяют различные условия личностного развития. В культурно-исторической психологии одним из них является расширение зоны ближайшего развития. Ребёнок начинает чувствовать себя источником поведения тогда, когда сталкивается с проблемной ситуацией, в которой принимает задачу как личностно значимую и начинает искать пути её решения. Мы предположили, что для расширения зоны ближайшего развития младших школьников необходимо повышение инициативности, понимаемой авторами как личностное качество, включающее в себя эмоциональный, коммуникативный, творческий и познавательный блоки.
Методы. Метод диагностического обучающего эксперимента.
Результаты. Исследование позволяет говорить о том, что детям с разной степенью выраженности инициативности доступны разные виды обучения. Показано, что у детей с низкой степенью выраженности инициативности зона ближайшего развития уже по сравнению с данными детей средней степени её выраженности; у детей с высокой инициативностью зона ближайшего развития наиболее близка к актуальному развитию.
Заключение. Результаты исследования позволяют расширить представление о личностном развитии младших школьников в контексте теории развивающего обучения. Полученные данные показали, что зона ближайшего развития может быть расширена при условии повышения инициативности ребёнка. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в практике психологического сопровождения образовательного процесса в современной школе.
Ключевые слова: младший школьный возраст, инициативность, обучение, развитие, проблемная ситуация, зона ближайшего развития
Для цитирования: Мишина Г. А., Довольнова И. В. Изучение зоны ближайшего развития у детей младшего школьного возраста с разной степенью выраженности инициативности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 517-529. DOI: https:// doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-517-529
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-517-529
УДК: 159.9.07
Статья поступила в редакцию 17.11.2022, одобрена после рецензирования 09.12.2022, принята к публикации 11.12.2022.
Список источников:
1. Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования: монография. Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1994. 142 с.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997. 222 с.
3. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 13–26.
4. Кравцова Е. Е. Культурно-историческая психология. Зона ближайшего развития [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 15 ноября 2016 г. URL: https://dzen.ru/a/XoMXNF_uIGMh_KUk (дата обращения: 01.06.2022).
5. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М. : Знание, 1991. 79 с.
6. Шопина Ж. П. Психологические закономерности формирования и актуализации зоны ближайшего развития [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07М., 2002. 27 с. URL: http://childpsy.ru (дата обращения: 17.11.2021).
7. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М. : Педагогика, 1978. 159 с.
8. Гущин Ю. В. Сравнительный анализ зоны ближайшего развития у детей в норме и при различных вариантах дизонтогенеза: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2010. 29 с.
9. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. 98 с.
10. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М. : ОИРО, 2015. 430 с.
11. Эльконин Б. Д. Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение / Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В. В. Давыдова. Монография по материалам Междунар. сетевой науч. конф. (Беларусь, Италия, Россия). Волгоград : Перемена, 2016. С. 88–98.
12. Зинченко В. П., Назаров А. И. Последействие теории действия А. В. Запорожца // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 91–101.
13. Монина Г. Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». СПб. : Детство-Пресс, 2017. 176 с.
14. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах ; изд. 4-е, дораб. М. : Линка-Пресс, 2017. 49 с.
15. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1(103). С. 131–136.
16. Коротаева Е. В., Святцева А. В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 669–671.
17. Исаков М. В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2008. 242 с.
18. Frese M., Fay, D. Personal initiative: An active performance concept for work in the 21st century. Research in Organizational Behavior. 2001. 23(2). Pp. 133–187. DOI:10.1016/ S0191-3085(01)23005-6
19. Price-Mitchell M. How Kids Learn to Take Initiative and Overcome Challenges // Roots of Action [Electronic resource]. 2018. URL: https://www.rootsofaction.com (mode of access: 10.11.2022).
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. [и др.] : Питер, 2012. 712 с.
21. Кравцов Г. Г. Формирование личности в процессе обучения: дошк. и младший шк. возраст [Электронный ресурс] : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 М., 1995. 288 с. URL: http://irbis.gnpbu.ru (дата обращения: 20.01.2022).
22. Смирнова Е. О., Солдатова Ю. С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. С. 12–26.
23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Электронный ресурс]. СПб. : Питер, 2009. 318 с. URL: https://sch1248.mskobr.ru (дата обращения: 21.01.2022).
24. Матюшкина А. А. Представления о решении творческой проблемы в научной школе А. М. Матюшкина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 3. С. 70–80. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.12.2022).
25. Шумакова Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13. М., 2007. 48 с.
26. Kohlberg L. Moral stages and moralization: The Cognitive developmental approach / Moral development and behavior / Theory, research and social issues. N.Y., 1976. Pp. 31–53.
27. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни [Электронный ресурс]. М. : Мысль, 1999. 299 с. URL: http://rubinstein-society.ru (дата обращения: 05.05.2022).
28. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры ; 5-е изд., испр. М. : Лист Нью, 2004.186 с.