Рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развёрнутым ответом письменной части единого государственного экзамена по английскому языку (на материале Иркутской области)

Автор(ы):

Виталия Валерьевна Калинина, кандидат филологических наук, доцент кафедры регионоведения Азиатского Тихоокеанского региона, https://orcid.org/0000-0003-4106-7319, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: + 7 (3952) 240700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наталья Геннадьевна Сивцева, кандидат филологических наук, доцент департамента гуманитарных наук, Байкальского института БРИКС, https://orcid.org/ 0000-0002-0345-6682, Иркутский национальный исследовательский технический университет

664074, Россия, г. Иркутск ул. Лермонтова, 83, тел.: +7 (3952) 405000, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Проблема данного исследования заключается в формировании стратегии подготовки школьников к письменной части единого государственного экзамена по английскому языку. Переход на действующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования влечёт за собой изменение подхода к обучению письменной речи на иностранном языке в сторону информатизации и осуществления проектной деятельности. Целью статьи является составление практических рекомендаций, подготовленных на основе типичных ошибок, допущенных на экзамене по английскому языку в 2022 году в Иркутской области. Данные рекомендации могут быть использованы учителями, готовящими учащихся к сдаче единого государственного экзамена по данному предмету.

Материалы и методы. Исследование выполнено на материале статистических данных, полученных в ходе анализа результатов единого государственного экзамена по английскому языку в 2022 году в Иркутской области. Используя метод анализа, авторы выделили типичные ошибки экзаменуемых и подготовили рекомендации для успешной подготовки выпускников.

Результаты исследования. Проведённое исследование показывает, что выпускники 2022 года в основном успешно справились с заданием базового уровня нового формата (84,2 % по критерию «Решение коммуникативной задачи», 92,8 % – по «Организации текста»). Вызывало затруднения только языковое оформление высказывания (46,3 %). Участниками со средним и низким уровнем владения английским языком были допущены ошибки в решении коммуникативной задачи по причине незнания лексических единиц. Задание высокого уровня сложности оказалось по силам выпускникам с высоким уровнем владения языком и выше среднего (69,1 %).

Обсуждение и заключение. Для успешного выполнения письменных работ в заданиях 39 и 40 необходимо использовать при работе со школьниками систематические, последовательные комплексы упражнений, которые строятся по принципу «от простого к сложному». Комплекс упражнений, направленный на подготовку учащихся к написанию электронного личного письма, должен содержать упражнения на тренировку умений правильно структурировать личное письмо, использовать этикетные фразы, соответствующие заявленному стилю, грамотно оформлять содержание письма с языковой точки зрения. Комплекс упражнений для подготовки учащихся к выполнению задания 40 является более сложным и содержит упражнения на отработку грамматических и синтаксических конструкций продвинутого уровня, академической лексики, на тренировку навыков грамотного написания вводной части, аргументированного выявления проблемы и определения путей её решения, тренировку умения излагать мысли логично и связно в соответствии с требуемым стилем. Упражнения данных комплексов можно использовать для индивидуальной и групповой работы, а также практиковать при контроле приёмы самопроверки и взаимопроверки. Рекомендуемые авторами комплексы упражнений были апробированы на курсах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по английскому языку в Иркутском национальном исследовательском техническом университете и показали свою эффективность. Основное отличие предлагаемых комплексов заключается в эффективном переходе от грамматико-переводного к коммуникативно-когнитивному подходу в обучении.

Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ), английский язык, раздел «Письменная речь», типичные ошибки, критерии оценивания, эффективные методические приёмы

Для цитирования: Калинина В. В., Сивцева Н. Г. Рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развёрнутым ответом письменной части единого государственного экзамена по английскому языку (на материале Иркутской области) // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 1 (58). С. 25–39.

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-1-25-39

DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-1-25-39

УДК: 372.881.111.1

Статья поступила в редакцию 28.11.2023, одобрена после рецензирования 16.02.2023, принята к публикации 20.02.2023.

Список источников:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ (дата обращения: 19.02.2023).

2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. М. : Просвещение. 1988. 255 с.

3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : Учебник / Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. М. : Высшая школа. 1982. 373 с.

4. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранные языки». М. : Альянс. 2012. 224 с.

5. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М. : Русский язык. Курсы. 2010. 568 с.

6. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Бажанов А. Е., Кузьмина Е. В., Ратникова И. Е., Рахимбекова Л. Ш. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки) [Электронный ресурс] // Педагогические измерения. 2022. № 3. С. 67–141. URL: http:// PI-2022-3.indd (fipi.ru) (дата обращения: 12.11.2022).

7. Григорьева В. В., Колодезникова М. П. Формирование навыков письменной речи обучающихся для сдачи ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 135–137. URL: http:// cyberleninka.ru (дата обращения: 12.11.2022).

8. Муриева М. В., Цховребова К. А. Технология подготовки учащихся к письменному экзамену по иностранному языку в формате ЕГЭ [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62 (4). С. 148–151. URL: http:// cyberleninka.ru (дата обращения: 12.11.2022).

9. Чмых И. Е. Особенности обучения иноязычной письменной речи с учетом изменения формата тематического письменного высказывания ЕГЭ 2022 [Электронный ресурс] // Образование и право. 2022. № 6. С. 261–266. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-inoyazychnoy-pismennoy-rechi-s-uchetom-izmeneniyaformata-tematicheskogo-pismennogo-vyskazyvaniya-ege-2022/viewer (дата обращения: 12.11.2022).

10. Маслов Ю. В. ЕГЭ по английскому языку: частная система упражнений по обучению письменному высказыванию // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2(46). С. 134–139.

11. Вербицкая М. В., Басова И. А., Махмурян К. С., Курасовская Ю. Б. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года. Английский язык. (Раздел «Письменная речь») [Электронный ресурс] // URL: https://doc.fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf/2022/angliyskiy_pch_mr_ege_2022.pdf (дата обращения: 04.02.2023).

 

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 37 | Скачиваний: 23