Особенности профессионального выгорания педагогических работников и роль осознанности в его профилактике

Автор(ы):

Анастасия Андреевна Киселева, преподаватель кафедры начального и дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кузьмин Михаил Юрьевич

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, https://orcid.org/0000-0002-7538-8375, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 243244;

доцент кафедры начального и дошкольного образования, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А, тел.: +7 (3952) 500904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрена проблема профессионального выгорания педагогических работников в связи с эффективностью педагогической деятельности, его особенности и роль осознанности при его профилактике.

Материалы и методы. В сравнительном исследовании приняли участие 88 педагогических работников разного стажа и специальности и группа медицинских работников (96 человек). Использовались: тест выгорания Маслач, методика изучения копинг-стратегий Лазаруса и Фолкман, опросник депрессии Бека (BDI), Шкала воспринимаемого стресса PSS-10, опросник SF-12, опросники Five Facet Mindfulness Questionnaire и шкала MAAS для изучения осознанности. Для обработки применялись t-критерий Стьюдента и регрессионный анализ.

Результаты. Установлено, что существует связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью педагогической деятельности. Определено, что педагогические работники по сравнению с медицинскими демонстрируют больше признаков профессионального выгорания, что выражается как в специализированных шкалах, так и в уровне воспринимаемого стресса. Педагогические работники с высоким уровнем выгорания опираются на иные, нежели медицинские работники (с более низким уровнем осознанности), стратегии совладающего поведения, у них ниже уровень осознанности. Установлены факторы, препятствующие развитию выгорания у педагогических работников, а именно стратегия Планирования решения проблем, высокий уровень осознанности и наличие семейных отношений.

Заключение. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для адаптации тренинговых программ по снижению профессионального выгорания.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, педагогические работники, осознанность

Для цитирования: Киселева А. А., Кузьмин М. Ю. Особенности профессионального выгорания педагогических работников и роль осознанности в его профилактике // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 238–260. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-238-260

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-238-260

УДК: 159.923.2+37.015.32:37.08

Статья поступила в редакцию 02.02.2023, одобрена после рецензирования 22.06.2023, принята к публикации 23.06.2023.

Список источников:

1. Егорова С. Ю. Роль личности педагога и культура его общения в образовательном процессе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 1. С. 333–337. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-pedagoga-i-kultura-ego-obscheniya-v obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 22.05.2023).

2. Гусева Ю. Е., Николаева К. М. Личность педагога и психологический климат в коллективе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1(42). С. 58–70.

3. QD85 Burnout // ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics [Electronic resource]. URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%

2f129180281 (mode of access: 23.02.2023).

4. Кашапов М. М., Иванова Ю. О. Взаимосвязь психологического благополучия и копинг-поведения в процессе профессионализации педагогов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 2 (40). С. 89–94.

5. Косаренко Ю.А., Чернобровкина С.В. Копинг-стратегии как фактор профессионального выгорания педагогов школы и дошкольных учреждений // Молодёжь третьего тысячелетия Сборник научных статей. (Омск, 10–28 апреля 2017 г.). Омск : Изд-во ОмГУ, 2017. С. 1561–1566.

6. Кондратьева О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 304–306.

7. Первитская А.М. Анализ связей показателей эмоционального выгорания и копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. №1 (22). С. 24-27.

8. Киселева А. А., Кузьмин М. Ю., Козлов В. В. Особенности совладающего поведения педагогов различного стажа и специальности. Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. С. 641–655. DOI: 10.15507/1991-9468.101.024.202004.641-655

9. Luken M, Sammons A. Systematic Review of Mindfulness Practice for Reducing Job Burnout. The American Journal of Occupational Therapy. 2016. Vol. 70. Is. 2. 7002250020p1- 7002250020p10. doi: 10.5014/ajot.2016.016956

10. Herman K. C., Reinke W. M., Eddy C. L. Advances in understanding and intervening in teacher stress and coping: The Coping-Competence-Context Theory // Journal School Psychology. 2020. Vol. 78. Pp. 69–74. DOI: 10.1016/j.jsp.2020.01.001

11. Anama-Green C. Intrapersonal mindfulness is associated with reduced risk of burnout among Central Appalachian educators // Explore. 2022. Vol. 18. Is. 1. Pp. 64–69. DOI: 10.1016/j.explore.2020.10.003

12. Тулегенова А. Г. Эмоциональное выгорание как один из рисков педагогической карьеры // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2013. Т. 26–65. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-kak-odin-iz-riskov-pedagogicheskoy-kariery (дата обращения: 22.05.2023).

13. Kuzmin M. Yu., Kiseleva A. A., Mironova E. I. Teacher coping strategies as factor of child’s success in educational process [Electronic resource] // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 117. 03004. Psychology of Giftedness and Creativity 2020. URL: https://www. shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/28/shsconf_pgc2021_03004.pdf (mode of access:

23.02.2023). DOI: 10.1051/shsconf/202111703004

14. Мерзлякова Д. Р. Опыт проведения программы профилактики и коррекции психического выгорания у учителей начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 3. С. 81–86.

15. Водопьянова Н. Е., Густелева А. Н., Минин Д. С., Ихия А. Опыт психологического консультирования, ориентированного на коррекцию и профилактику профессионального выгорания учителей арабских школ Израиля // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 56–69.

16. Киселева А. А., Козлов В. В. Групповое психологическое консультирование как способ развития продуктивных копинг-стратегий у педагогов // Учитель создает нацию : сб. мат-лов III междунар. науч.-практ. конф. (Грозный, 20 ноября 2018 г.). Махачкала : Алеф. 2018. С. 486–494.

17. Латина А. А. Производственная гимнастика как способ коррекции профессионального выгорания учителей в условиях общеобразовательных школ // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 9. С. 71–75.

18. Суров Д. Е., Скрипачева Е. Н., Бенелли Л. Н. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов коррекционных образовательных учреждений на базе телесно-ориентированной терапии // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2. С. 94–100. DOI 10.52470/2224669X_2022_2_94

19. Губина С. Т., Мерзлякова Д. Р. Профилактика и коррекция психического выгорания учителей начальных классов с помощью музыкальных средств // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 3. С. 52–55.

20. Скользков А. В. Применение программ развития «осознанности» в российских вузах // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8. № 3(21). С. 17–27.

21. Bishop S. R., Lau M., Shapiro Sh., Carlson L., Anderson N. D., Carмody J., Segal Z. V., Abbey S., Speca M., Velting D., Devins G. Mindfulness: A proposed operational definition // Clinical Psychology: Science and Practice. 2004. Vol. 11. № 3. Pp. 230–241. DOI:10.1093/clipsy/bph077

22. Baer R. A., Smith G. T., Lykins E., Button D., Krietemeyer J., Sauer S., Walsh E., Duggan D., Wiliams J. M. G. Construct Validity of the Five Facet Mindfulness Questionnaire in Meditating and Nonmeditating Samples // Assessment. 2008. № 15 (3). Pp. 329–342. DOI:

10.1177/1073191107313003

23. Carlson L. E., Brown K. W. Validation of the mindful attention awareness scale in a cancer population. // Journal of psychosomatic research. 2005. № 58 (1). Рp. 29–33. DOI: 10.1016/j.jpsychores.2004.04.366

24. Кузьмин М. Ю., Сутурина Л. В. Развитие стратегий совладающего поведения: основные подходы // Acta biomedica scientifica. 2020. № 5(6). С. 188–193. DOI: 10.29413/ ABS.2020-5.6.22

25. Gómez-Gascón T, Martín-Fernández J, Gálvez-Herrer M, Tapias-Merino E, Beamud-Lagos M, Mingote-Adán JC; Grupo EDESPROAP-Madrid. Effectiveness of an intervention for prevention and treatment of burnout in primary health care professionals // BMC Family Practice. 2013. Vol. 14 (1). P. 173. DOI: 10.1186/1471-2296-14-173

26. Lebares C. C., Hershberger A. O., Guvva E. V., Desai A., Mitchell J., Shen W., Reilly L. M., Delucchi K. L., O’Sullivan P. S., Ascher N. L., Harris H. W. Feasibility of Formal Mindfulness- Based Stress-Resilience Training Among Surgery Interns: A Randomized Clinical Trial // JAMA Surgery. 2018. Vol.153. Is. 10 : e182734. DOI: 10.1001/jamasurg.2018.2734

27. Ветошкина В. С. Практики осознанности для профилактики синдрома эмоционального выгорания у тьюторов // Профильное образование и специализированное обучение: современные подходы, модели и практики : Всероссийская научно-методическая конференция. Новосибирск, 12–13 декабря 2020 года. Новосибирск : Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2020. С. 25–28.

28. Попова Н. С. Осознанность как основа организации образовательного процесса в вузе в период пандемии // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2021. № 17. С. 111–116.

29. Попова Т. А., Мазанова А. Е. Осмысленность жизни и ответственность личности волонтёров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 4. С. 21–39. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-4-21-39

30. Лозинская Е. И., Лутова Н. Б., Вид В. Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. СПб. : НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2007. 19 с.

31. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями // Учебное пособие. СПб. : Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева. 2009. 38 с.

32. Абабков В.А, Барышникова Ковилка, Воронцова-Венгер О.В, Горбунов И.А, Капранова С.В, Пологаева Е.А, Стуклов К.А. Валидизация русскоязычной версии опросника«Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202

33. Hoffmann C., McFarland B. H., J., Kinzie D., Bresler L., Rakhlin D., Wolf S., Kovas A. E. Psychometric properties of a Russian version of the SF-12 Health Survey in a refugee population // Comprehensive Psychiatry. 2005. № 46(5), Рр. 390–397. DOI:10.1016/j. comppsych.2004.12.002

34. Голубев А. М, Дорошева Е. А. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 46–68. DOI: 10.17223/17267080/69/3

35. Lanners M. S. Are Teachers More Affected by Burnout than Physicians, Nurses and Other Professionals? A Systematic Review of the Literature / Lightner N. J., Kalra J. Advances in Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices. Advances inIntelligent Systems and Computing Vol. 957. Proceedings of the AHFE 2019 International Conference on Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices, July 24–28, 2019. Pp. 147–155. Washington D.C., USA. DOI:10.1007/978-3-030-20451-8_14

36. Matiz A., Fabbro F., Paschetto A., Cantone D., Paolone, A. R, Crescentini C. Positive Impact of Mindfulness Meditation on Mental Health of Female Teachers during the COVID-19 Outbreak in Italy // International Journal of Environmental Research and Public Health, (2020). № 17(18), Pp. 6450. doi:10.3390/ijerph17186450

37. Griffith J., Steptoe A., Cropley M. An Investigation of Coping Strategies Associated with Job Stress in Teachers // British Journal of Educational Psychology. 1999. № 69(4). Pp. 517–531. DOI: https://doi. org/10.1348/000709999157879

38. Yayli D. Coping Strategies of Pre-Service Teachers of Turkish with Tensions in Achieving Agency // Eurasian Journal of Educational Research. 2017. № 68. Pp. 187–202. DOI: https://doi.org/10.14689/ ejer.2017.68.10

39. Martínez JP, Méndez I, Ruiz-Esteban C, Fernández-Sogorb A, García-Fernández JM. Profiles of Burnout, Coping Strategies and Depressive Symptomatology // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11:591. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00591

40. Schnaider-Levi L., Ganz A. B., Zafrani K., Goldman Z., Mitnik I., Rolnik B., Lev-Ari Sh. The Effect of Inquiry-Based Stress Reduction on Teacher Burnout: A Controlled Trial // Brain Sciences. 2020. № 10(7). Pp. 468. doi:10.3390/brainsci10070468

41. Sun J., Wang X., Wang Y., Du X., Zhang Ch. The mediating effect of perceived social support on the relationship between mindfulness and burnout in special education teachers // Journal of Community Psychology. 2019. Vol. 47. Is. 7. Pp. 1799–1809. doi: 10.1002/jcop.22229

42. Dave DJ, McClure LA, Rojas SR, De Lavalette O, Lee DJ. Impact of Mindfulness Training on the Well-Being of Educators // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2020. Vol. 26. Is. 7. Pp. 645–651. DOI: 10.1089/acm.2019.0451

43. Kuzmin M. Yu., Tyumentseva D. P., Rashidova M. A., Sholokhov L. F., Marianian A. Yu. Subjective Assessment of Stress and its Relationship with Neuroendocrine Mechanisms of its Development in Obstetricians-Gynecologists against the Background of Professional Burnout // International Journal of Biomedicine. 2021. № 11. Is. 4. Pp. 551–557. DOI: 10.21103/Article11(4)_OA25

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 38 | Скачиваний: 18