Изучение представлений лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также специалистов помогающих профессий о феномене экстрабилити и его связи с творческой самореализацией
Автор(ы):
Надия Шамильевна Тюрина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-2226-3595, Author ID в РИНЦ – 765177, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет
119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Надежда Петровна Полякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-2374-2686, Author ID в РИНЦ – 820090, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет
119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ольга Юрьевна Соколова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации, https://orcid.org/0000-0002-0913-7009, Author ID в РИНЦ – 815176, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет
119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1349468, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Данные, полученные в ходе изучения восприятия различными общественными группами людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и, в частности, понятия «экстрабилити», позволили поставить вопрос о сущности этого понятия. Условиями для творческой самореализации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья являются: наличие у указанных категорий людей способностей, превосходящих минимально необходимые для успешной адаптации; просвещённое общество; инклюзивная среда.
Цель статьи заключается в изучении феномена экстрабилити, экспериментальном исследовании представлений о данном феномене и его связи с творческой самореализацией у целевой аудитории (люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, специалисты сопровождения).
Материалы и методы. При работе над статьёй своё применение нашли аналитические методы (ретроспективный анализ научной литературы), практические методы (личный опыт подготовки студентов в системе специального образования, работа с одарёнными детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями).
Результаты исследования. Опираясь на свой научно-исследовательский опыт, авторы статьи предложили научное обоснование необходимости переосмысления сущности творческой самореализации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, условиями чего являются способности, которые нельзя свести к совокупности компенсаторных механизмов. Изучение экстрабилити как социально-культурного явления осуществлялось в два этапа: первый этап носил просветительский характер, в рамках второго этапа происходило изучение динамики изменения представлений об экстрабилити у людей разных социальных групп, предложены условия, позволяющие решать проблемы самореализации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Заключение. Предложенный подход к осмыслению феномена способностей, превосходящих минимально необходимые для успешной социализации, как экстрабилити, может найти своё применение у педагогов специального, общего и дополнительного образования, специалистов сопровождения, работающих с различными категориями людей с психофизическими нарушениями.
Ключевые слова: творческая самореализация; экстрабилити; инвалидность; инклюзия, ограниченные возможности здоровья, подготовка студентов в системе специального образования, работа с одарёнными детьми с особыми образовательными потребностями
Для цитирования: Тюрина Н. Ш., Полякова Н. П., Соколова О. Ю. Изучение представлений лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также специалистов помогающих профессий о феномене экстрабилити и его связи с творческой самореализацией // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2 (59). С. 273–285. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-273-285
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-273-285
УДК: 159.99
Статья поступила в редакцию 03.01.2023, одобрена после рецензирования 24.05.2023, принята к публикации 27.05.2023.
Список источников:
1. Baldwin J. M. The Diсtionary of Psyсhology and Philosophy. London, Macmillan & Company, Limited, 1902. P. 97.
2. Моздокова Ю. С. Реабилитационный компонент социально-культурной интеграции// Международный научный альманах : сб. статей. Таганрог-Актюбинск : Изд-во РГСУ, 2009. Т. 5. С. 335–354.
3. Шарковская Н. В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05 ; 13.00.08. М., 2009. 48 с.
4. Шеманов А. Ю. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология: электрон. журнал. 2018. Т. 7, № 1. С. 29–37. URL: http://www. inсlusive-edu.ru/wp-сontent/uploads/2018/12/jmfp_2018_n_1_Shemanov_Ekushevskaya.
pdf (дата обращения: 10.01.2023). DOI: 10.17759/jmfp.2018070103
5. Черняк Л. С. «Воплощенность личности и инклюзия»: медитации постороннего // Обсерватория культуры. 2015. №. 3. С. 4–12. DOI: 10.25281/2072-3156-2015-0-3-4-12
6. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М. : МГУКИ, 2013. 456 с.
7. Колпащиков О. Б. Экстабилити людей с инвалидностью в инклюзивном и социальном проектировании // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 12 декабря 2018 года). Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2019. 124 с.
8. Адлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова ; пер. с нем. И. В. Стефанович. СПб. : Университетская книга, 1997. 385 с.
9. Адлер А. Понять природу человека. СПб. : Академический проект, 2000. 254 с.
10. Выготский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация / Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова. М. : Просвещение, 1995. С. 82–97.
11. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности / Проблемы дефектологии / сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова. М. : Просвещение, 1995. С. 19–40.
12. Касацкая И. Ф., Колпащиков О. Б., Баранников К. В. Теория и практика экстрабилити в изменении концепции подхода «не мы инвалиду, а инвалид – обществу и государству» // Инклюзия в образовании. 2020. Т. 5, № 1(17). С. 40–59.
13. Колпащиков О. Б., Баранников К. В. Организация инклюзивного взаимодействия для реализации скрытых талантов и способностей людей // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 1–2 марта 2018 г.). Казань : Познание, 2018. 583 с.
14. Лугвина Т. О. Опыт использования экстрабилити неслышащих людей в проведении психологической диагностики // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: формирование инклюзивной культуры в организациях: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 12–13 декабря 2019 г.). Екатеринбург : Ажур. 2020. С. 156–162.
15. Полякова Н. П. Универсальные учебные действия в аспекте социально-личностного развития слепых подростков // Развитие образования. 2019. № 2 (4). С. 66–68. DOI 10.31483/r-32341
16. Исаев Е. И., Галушкин П. А. Самореализация личности с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных практиках // «Вестник Российского нового университета». 2018. № 2. С. 68–74. 17. Галушкин П. А. Модель самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. C. 84–91. URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/model-samorealizatsii-liсhnosti-sograniсhennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 28.01.2023).
18. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н., Хольм П. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью [Электронный ресурс] //
Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 230–235. URL: https://сyberleninka. ru/artiсle/n/metodologiсheskie-osnovaniya-realizatsii-soprovozhdaemogo-prozhivaniyalyudey-s-invalidnostyu (дата обращения: 28.01.2023).
19. Цой Л. П. Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 13.2 (147.2). С. 22–25. URL: https://moluсh.ru/arсhive/147/42015/ (дата обращения: 28.01.2023).
20. Баранников К. В., Колпащиков О. Б., Кохан С. Т., Скалий А., Сикора Ф. Экстрабилити: методика инклюзивного взаимодействия незрячих людей : монография / под ред. С. Т. Кохана. Чита : ЗабГУ, 2020. 313 с.
21. Тюрина Н. Ш., Соколова О. Ю. Медиа как ресурс для самореализации особенных людей // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2. С. 220–223.
22. Tyurina N. Sh., Sokolova O. Y. Training manuals foсused defeсtology // TSNI 2021 – Textbook: Foсus on Students’ National Identity. М. : ARPHA Proceedings. 2021. Pp. 1018–1028.