Аксиологический вектор введения регионального компонента, или К проблеме школьной экранизации

Автор(ы):

Дмитрий Дмитриевич Жирков, старший преподаватель кафедры русской литературы XX века и теории литературы, учитель литературы, https://orcid.org/0009-0008-9940-8386, филологический факультет, Специализированный учебно-научный центр – Университетский лицей, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, 58, тел.: +7 (4112) 496853, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Во введении автор обозначает проблему организации внеклассной деятельности учащихся как технологии общения с киноискусством. Цель статьи – показать школьную экранизацию литературного произведения как одну из форм обновления материалов национально-регионального компонента федерального государственного образовательного стандарта, введение которого приобретает аксиологическую направленность.

Материалы и методы. Проведённое исследование основывается на аксиологическом подходе, создающем в границах творческого процесса необходимые условия для ценностного самоопределения личности. Кроме прочего, привлечение произведений на региональную якутскую тематику, по мнению автора статьи, призвано, с одной стороны, способствовать погружению учащихся в историю малой родины, с другой – сохранению единого культурного поля России. В качестве экранизируемых объектов в контексте феномена артизации выбраны баллада «Саатырь» А. А. Бестужева-Марлинского, рассказ «Сон Макара» В. Г. Короленко, стихотворение «Стук» И. А. Бродского, стихотворение «Алмазы и слёзы» Е. А. Евтушенко.

Обзор литературы. Автор с опорой на исследования в области методики преподавания литературы, кинопедагогики и литературоведения освещает обозначенный вопрос, уточняет актуальные тенденции организации внеклассной деятельности учащихся в аспекте феномена артизации.

Результаты. Обоснованы жанровое определение созданного видеоцикла «Русские писатели в Якутии» и причины обращения к избранному литературному материалу, в том числе в ситуации отсутствия в кинопрактике опыта его интерпретации. Представлен алгоритм работы над школьной экранизацией, где освещены отдельные, наиболее важные, этапы. Показано, что возникновение вопросов, направленных на развитие ценностно-смысловой сферы учащихся, конструирование аксиологических ситуаций и подспудный анализ текста являются важными этапами работы над созданием киноверсии литературного произведения. Кроме этого, автор останавливается на монтаже как способе развития у учащихся особого вида познавательной деятельности.

Заключение. Опыт создания видеоцикла, который был размещён на хостинге YouTube, приводит к выводу о необходимости организации текстопорождающей деятельности школьников с целью формирования их субъектной позиции, поиска и обретения ими личностных смыслов в искусстве.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценностное самоопределение, артизация, экранизация, видеоцикл, русские писатели в Якутии, Бестужев-Марлинский, Короленко, Бродский, Евтушенко

Ключевые слова: 

Для цитирования: Жирков Д. Д. Аксиологический вектор введения регионального компонента, или К проблеме школьной экранизации // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 388–398. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-388-398

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-388-398

УДК: 159.907

Статья поступила в редакцию 08.07.2023, одобрена после рецензирования 21.07.2023, принята к публикации 23.07.2023.

Список источников:

1. Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. № 8. С. 91–98.

2. Костерина А. Б. Артизация как феномен культуры: истоки и современность // Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации : сб. науч. трудов. Екатеринбург : РГППУ, 2009. С. 8–12.

3. Терентьева Н. П. Воспитание в системе литературного образования: аксиологический поворот [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2(55). С. 142–154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya-

aksiologicheskiy-povorot (дата обращения: 24.05.2023). DOI: 10.32343/2409-

5052-2022-16-2- 142-154

4. Чертов В. Ф. Чтение и литературное образование в цифровую эпоху: приглашение к дискуссии и поиску // Литература в школе. 2021. № 1. С. 9–21. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-1-9-21

5. Доманский Ю. В. Вариативность и интерпретация текста : парадигма неклассической художественности : дис. … д-ра филол. наук: 10.01.08. М., 2006. 494 с.

6. Усов Ю. Н. Экранные искусства – новый вид мышления [Электронный ресурс] // Искусство и образования. 2000. № 3. С. 48–69. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fmediaeducation.ucoz.ru%2F_ld%2F3%2F372__.-_____-.doc&wdOrigin=BROWSELINK

7. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : Ээсти Раамат, 1973. С. 56.

8. Бахтин М. М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. : Эксмо, 2015. 638 с.

9. Русские писатели в Якутии [Электронный ресурс] : видеоцикл. Взгляд в книгу : Первый литературный блог Якутии. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WtSDavwnclU (дата обращения: 06.06.2023).

10. Лихачев Д. С. Текстология: краткий очерк. М. ; Л. : Наука, 1964. 102 с.

11. Бахтин М. М. К философии поступка / Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. М. : Русские словари, 2003. C. 7–68.

12. Сосновская И. В. Методика обучения литературе: от теории – к мастерству: лекции, задания, интернет-навигация : учебное пособие. Иркутск : Оттиск, 2021. 154 с.

13. Мишлимович М. Я. Анализ и интерпретация эпических произведений в школе: монография. Якутск : Изд-во ЯГУ, 2002. 115 с.

14. Галицких Е. О. Мастерские жизнетворчества как инновационная технология событийного образования [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 1(30). С. 49–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/masterskie-zhiznetvorchestva-

kak-innovatsionnaya-tehnologiya-sobytiynogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.05.2023).

15. Жирков Д. Д. А.П. Чехов в школе: региональный компонент (на примере Республики Саха (Якутия)) [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69(4). С. 91–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=llxg

8fef7s108460629&id=44715840 (дата обращения: 01.05.2023).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 11