Профориентационная работа со старшеклассниками в Иркутской области: практика и анализ результативности

Автор(ы):

Светлана Александровна Шведина, кандидат экономических наук, доцент, руководитель группы методологии и автоматизации обучения Корпоративного учебного центра ИНК,

https://orcid.org/0000-0003-4964-5566, SPIN-код: 6444-5950, Author ID РИНЦ: 705044, Иркутская нефтяная компания

664007, Россия, г. Иркутск, пр-т Большой Литейный, 4, тел.: +7 (3952) 211352, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Иван Сергеевич Петрушин, кандидат технических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, https://orcid.org/0000-0002-8788-5352, Researcher ID AAA-7815-2019 Scopus ID 18438393600 SPIN-код: 1062-1055 AuthorID РИНЦ: 568565, Иркутский государственный университет

664033, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 126, тел.: +7 (3952) 521904, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оксана Николаевна Сараева, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса, https://orcid.org/0000-0002-1145-1435, SPIN-код: 3427-2127 AuthorID РИНЦ: 429759, Байкальский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 тел.: +7 (3952) 500008, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Стремительная трансформация рынка человеческого капитала в России делает профессиональное самоопределение старших школьников особенно важным. В данной работе рассматриваются подходы и методологии в сфере профессионального самоопределения на государственном уровне, опыт практической реализации программ профориентации, различных по форме и масштабу, реализуемых как на уровне региона, так и в России. В организацию этих программ вовлечены региональные органы власти, организации профессиональной подготовки, компании-работодатели. Старшеклассникам доступен широкий спектр возможностей для знакомства с той или иной профессией: платформа «Билет в будущее», сервисы онлайн-тестирования «Профилум», «Профориентатор.ру», программы проектной работы в образовательных центрах «Океан» и «Сириус». Лидером профдиагностики в федеральном масштабе по праву считается «Профнавигатор онлайн», в Иркутской области известен как «PROF.Navigator». Особого внимания заслуживают практико-ориентированные программы региона: «Билет в будущее», «Лестница профессиональных проб», «Сетевой лицей ИРНИТУ», «IT-Школа Samsung».

Цель статьи: поиск конструктивных решений проблем в системе профориентации на региональном уровне.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: провести обзор теоретических аспектов профессионального самоопределения, обобщить практику профориентации в Иркутской области, оценить результативность профориентационных мероприятий, охарактеризовать действия и взаимосвязь акторов (организаторов профориентационной деятельности).

В процессе работы основными методами являлись анализ, синтез и метод статистической выборки.

В результате мониторинга региональной системы профориентационной работы за 2021–2022 гг. установлена разрозненность в выборе авторами форм и методов работы, что привело к общей низкой результативности.

Научная новизна. Впервые для региона представлен анализ практик профориентации в Иркутской области. Описана схема взаимодействия акторов профориентационной деятельности. Предложено преодолеть проблемы системы профориентации с помощью создания сетевых образовательных кластеров сквозной профориентации по отраслям экономики вокруг ресурсных организаций.

Выводы. Авторы считают, что основной причиной такой ситуации является разнородность целей. Региональные структуры больше заинтересованы в количественных показателях мероприятий в ущерб качеству их проведения и мотивации участников. Организации профессионального образования в первую очередь заинтересованы в конкурентном наборе абитуриентов во время приёмной кампании, не принимая во внимание интересы самих поступающих. Ограниченность такого подхода ведёт к значительному отсеву среди поступивших «по случаю». Предприятия, как заказчики будущих специалистов, обладают ресурсами и мотивацией, чтобы привлекать молодёжь в профессию, но нуждаются в инструментах для взаимодействия с выпускниками.

Ключевые слова: профориентация, профессиональные пробы, профессия, технологии профориентации, профессиональное самоопределение

Для цитирования: Шведина С. А., Петрушин И. С., Сараева О. Н. Профориентационная работа со старшеклассниками в Иркутской области: практика и анализ результативности // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 429– 449. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-429-449

DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-429-449

УДК: 37.048.45

Статья поступила в редакцию 31.08.2023, одобрена после рецензирования 20.10.2023, принята к публикации 22.10.2023.

Список источников:

1. Кельчевская Н. Р., Ширинкина Е. В. Институциональная модель драйверов цифрового развития человеческого капитала в стратегической перспективе // Вопросы управления. 2020. No 1(62). С. 83–92. DOI 10.22394/2304-3369-2020-1-83-92

2. Огановская Е.Ю. Организация профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС ООО: метод. рекомендации. СПб. : СПб. АППО, 2016. 74 с.

3. Вершинина, О. Р., Баканов Р. П. Эволюция новых медиа как площадки для профо- риентационной работы с абитуриентами (на примере вузов УрФО) // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, No 3(199). С. 81–95. DOI: 10.15826/izv1.2020.26.3.051

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия. 2012. 304 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Воронеж : МОДЭК, 2008. 254 с.

6. Блинов В. И., Сергеев И. С. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся: учебное пособие для СПО : М. : Юрайт, 2023. 133 с.

7. Кондратьева О. Г., Сергеев И. С. Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. No 3(5). С. 135–140.

8. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. No 4(44). С. 128–136. DOI: 10.54509/22203036_2021_4_128

9. Яценко О. В. Технология PROF.Navigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков // Педагогический ИМИДЖ. Т. 16. No 1 (54). С. 102−112. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-102-112

10. Алтухов В. В., Шаповалова Д. Н. Профориентация в режиме онлайн: новые сервисы и инструменты // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. No 2. С. 58–62.

11. Самодурова В. Г. Актуальное состояние региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи (Иркутская область) // Профессиональное самоопределение школьников: опыт, традиции и инновации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) (18 ноября 2022 г., Сургут). Сургут : Сургут. гос. пед. ун-т, 2022. С. 79–82.

12. Медведева Д. А. Опыт применения технологии профориентации молодежи в Иркутской области // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизне- деятельности : мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. (1–2 октября 2020 г., Улан-У- дэ). Улан-Удэ, 2020. С. 177–179.

13. Федотова Е. Л., Никитина Е. А. Некоторые аспекты организации системы довузовской подготовки и профориентационной работы в Иркутском государственном университете // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, No 2(27). С. 110–112. DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0026

14. Дошина Е. В., Бухарова Е. А. Региональный атлас перспективных компетенций как навигатор для подготовки кадров ведущих отраслей экономики Иркутской области // Современная профориентация: синтез воспитания и самоопределения : сб. науч. Трудов III науч.-практ. конф. С междунар. участием (28 октября 2022 г., Москва). М. Изд-во РГУНиГ, 2023. С. 202–207.

15. Маринченко Д. Н. Профориентационная работа на современном этапе развития СПО: опыт работы ГБПОУ ИО «ИКАТИДС» // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. No 2. С. 209–217.

16. Мурзина Ж. В. Степанова Л. А., Штыкова А. В. Итоги реализации федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций Чувашской Республики «Билет в будущее // Образование и педагогика: теория, методология, опыт : монография. Чебоксары : Среда, 2020. С. 8–30. DOI 10.31483/r-75109

17. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. No 1. С. 111–131.

18. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. Спб. : Речь, 2006. 240 с.

19. Лукаш О. А., Каташевцев М. Д., Ребзон А. С., Судомойкин В.Л., Шведина С.А. «Электронный учебный журнал образовательных курсов программы «Сетевой лицей ИРНИТУ» [Электронный ресурс] : Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ номер свидетельства: 2023612317. Российская Федерация. 2023. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50275453_94781167.PDF (дата обращения: 12.08.2023).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 30