Вопросы изучения произведений К. Г. Паустовского в работах Н. А. Демидовой и её учеников: к 100-летию со дня рождения учёного-методиста

Автор(ы):

Алла Михайловна Антипова, профессор, доктор педагогических наук; профессор кафедры методики преподавания литературы, https://orcid.org/0000-0002-8820-2728, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет

119435, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, тел.: +7 (499) 2465712, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье, приуроченной к 100-летию со дня рождения выдающегося учёного-методиста Н. А. Демидовой (1923–2006), проанализирован опыт школьного изучения произведений К. Г. Паустовского, представленный в научно-методических исследованиях Н. А. Демидовой и её учеников, известных специалистов в области методики преподавания литературы – профессоров И. В. Сосновской и Л. А. Крыловой. Автор видит своей целью актуализацию значимых методических идей в контексте современных задач обучения и воспитания; установление преемственности в выборе основных методов и приёмов работы с текстами К. Г. Паустовского, а также форм организации деятельности учащихся; выделение оригинальных методических решений.

Материалы и методы. Основной объект исследования – научно-методическое наследие Н. А. Демидовой и работы её учеников (И. В. Сосновской и Л. А. Крыловой), посвящённые вопросам изучения произведений К. Г. Паустовского в школе. В качестве методов исследования использовались: обобщение педагогического опыта; сравни- тельный анализ программ, учебников по литературе с целью установления состава произведений К. Г. Паустовского и направленности их изучения; интерпретация научной литературы о методическом наследии Н. А. Демидовой.

Результаты исследования. Анализ работ Н. А. Демидовой, посвящённых школьному изучению произведений К. Г. Паустовского, позволил установить, что учёным развивались и обогащались лучшие традиции отечественной методики (В. П. Острогорский, М. А. Рыбникова, В. В. Голубков и др.). Методистом сформулированы значимые положения об уроке литературы как уроке эстетических переживаний и развития эмоциональной сферы учащихся; о соответствии стиля обучения основному тону изучаемого произведения; о главной целевой установке уроков литературы на вдумчивое чтение, активную работу воображения, глубокое осмысление прочитанного. В методике изучения прозы К. Г. Паустовского, предложенной Н. А. Демидовой и И. В. Сосновской, гармонично сочетаются традиционные (выразительное чтение, обращение к репродукциям картин художников-пейзажистов, словарная работа, устное словесное рисование, сопоставительный анализ, написание пейзажных этюдов и др.) и новые/обновлённые (концептологический анализ, «портретирование слова»; анализ заголовочного комплекса и др.) методы и приёмы изучения литературных произведений. Перспективна для современной методики идея «эмпатического диалога» (Л. А. Крылова) как формы духовного общения на уроке литературы.

Заключение. Актуализация уникального опыта изучения произведений К. Г. Паустовского, отражённого в исследованиях Н. А. Демидовой и её учеников, призвана помочь современному учителю в решении насущной задачи воспитания творческого читателя, обладающего развитым воссоздающим воображением, ассоциативным мышлением и эстетическим вкусом.

Ключевые слова: Н. А. Демидова, К. Г. Паустовский, нравственно-эстетическое воспитание, читатель-школьник, творческий читатель, традиции, анализ, внеклассное чтение

Для цитирования: Антипова А. М. Вопросы изучения произведений К. Г. Паустовского в работах Н. А. Демидовой и её учеников: к 100-летию со дня рождения учёного-методиста // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 482–496. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-482-496

DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-482-496

УДК: 372.882

Статья поступила в редакцию 01.11.2023, одобрена после рецензирования 15.11.2023, принята к публикации 17.11.2023.

Список источников:

1. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя: Монография. М. : Генезис, 2016. 319 c.

2. Гранин Д. Литература и эпоха НТР : интервью В. Огрызко // Книжное обозрение. 1983. № 8. 25 февраля. С. 8.

3. Кременцов Л. П. К. Г. Паустовский: Жизнь и творчество: кн. для учителя. М. : Просвещение, 1982. 96 с.

4. Сосновская И. В. Ученый, педагог, наставник: методическое наследие Н. А. Демидовой // Литература в школе. 2023. No 4. С. 119–128.

5. Сосновская И. В. Памяти Учителя... Н. А. Демидова – человек, педагог // Литература в школе. 2009. № 10. С. 23–24.

6. Сосновская И. В. Демидова Нина Алексеевна // Методика преподавания литературы. Персоналии: Биобиблиографический словарь / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Изд-во МПГУ, 2018. С. 118–120.

7. Сосновская И. В. Слово об учителе: Памяти Н. А. Демидовой (1923–2006) // Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии. XV Голубковские чтения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 29–31 марта 2007 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М. : Изд-во МПГУ, 2007. С. 159–164.

8. Демидова Н. А. Нравственно-эстетическое воздействие произведений К. Г. Паустовского на учащихся // Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. С. 34–43.

9. Зверс Т. В. Изучение литературного пейзажа в IV классе // Анализ художественного произведения в школе : сб. науч. работ / отв. ред. М. Г. Качурин (отв. ред.). Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: [б. и.], 1972. С. 59–79.

10. Зепалова Т. С. «Мещёрская сторона» Паустовского на уроках литературы в IV классе // Литература в школе. 1971. No 1. С. 29–37.

11. Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Поэтические картины родной природы // Уроки литературы в IV классе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Просвещение, 1970. С. 117–131.

12. Локтева Н. Н. Первое знакомство с Паустовским в IV классе // Анализ художественного произведения в школе: Сборник науч. работ / отв. ред. М. Г. Качурин. Л. : [б. и.], 1972. С. 32–40.

13. Алексанян Е. А. Константин Паустовский-новеллист. М. : Наука, 1969. 166 с.

14. Ачкасова Л. С. Гуманизм в творчестве К. Паустовского. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972. 203 с.

15. Кременцов Л. Певец прекрасного (К. Паустовский-рассказчик) // Литература в школе. 1982. № 3. С. 4–10.

16. Левицкий Л. Паустовский-пейзажист // Литература в школе. 1970. № 6. С. 4–14.

17. Трефилова Г. П. К. Паустовский, мастер прозы. М. : Худож. лит., 1983. 128 с.

18. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература: 5–11 классы /

под ред. Т. Ф. Курдюмовой ; 4-е изд., стер. М. : Дрофа, 2006. 95 с.

19. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования: 5–9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана; 3-е изд., М.: Просвещение, 2007. 222 с.

20. Демидова Н. А. К. Г. Паустовский. «Мещёрская сторона» (II этап литературного образования) // Демидова Н. А. Избранные труды. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2006. С. 51–61.

21. Демидова Н. А. Рассказы К. Г. Паустовского о музыке и музыкантах на уроках внеклассного чтения в 7 классе // Филологический журнал / сост. Г. Д. Ушакова. Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 1999. С. 104–114.

22. Демидова Н. А. К. Г. Паустовский. «Телеграмма» // Методические рекомендации к организации педагогической практики студентов IV и V курсов филологического факультета по литературе / Под ред. О. Ю. Богдановой и С. А. Леонова. М. : МПГУ

имени В. И. Ленина, 1994. С. 81–84.

23. Крылова Л. А. Уроки внеклассного чтения по теме «Человек и природа» как

средство нравственно-эстетического воспитания старшеклассников (на материале со- временной советской прозы) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 1984. 196 с.

24. Крылова Л. А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2001. 387 с.

25. Сосновская И. В. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб» // Литература: 5 класс: Русская литература 19–20 веков. Зарубежная литература: Пособие для учителя / под общей ред. Н. Е. Кутейниковой. М. : Айрис-Пресс, 2004. С. 192–196.

26. Сосновская И. В. Методика обучения литературе: от теории – к мастерству: лекции, задания, интернет-навигация. Учебное пособие. Иркутск : Оттиск, 2021. 154 с.

27. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5–8 классов в процессе анализа художественного произведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М.,

2004. 44 с.

28. Сосновская И. В. К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона» // Литература: 5 класс: Русская литература 19–20 веков. Зарубежная литература : пособие для учителя / под общей ред. Н. Е. Кутейниковой. М.: Айрис-Пресс, 2004. С. 182–191.

29. Сосновская И. В. Обогащение внутреннего мира подростка через знакомство с «музыкальными страницами» произведений К. Г. Паустовского // Классика на уроках литературы: cб. статей и мат-лов / под ред. С. Ю. Баранова. Вологда: Изд-во ВИРО, 2011. С. 155–160.

30. Антипова А. М. К. Г. Паустовский в школе: традиции и современные подходы // Творческое наследие Константина Паустовского в XXI веке: сб. науч. статей. Вып. 2. М. : МАКС пресс, 2023. С. 237–256.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 20