Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков с интеллектуальными нарушениями при овладении профессией «оператор швейного оборудования»

Автор(ы):

Раиса Альбертовна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-4493-08, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 242238, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анна Петровна Хасанова, педагог-психолог, https://orcid.org/0009-0005-5198-1173, Специальная (коррекционная) школа № 1

665413, Россия, Иркутская область, г. Черемхово, ул. Ленина, 11, тел.: +7 (39546) 50544, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Профессиональные предпочтения подростков с интеллектуальными нарушениями требуют особого внимания в перспективах работы по их социализации. Педагоги развивают и формируют те умения и навыки, которые подростку доступны для утверждения в выбранной профессии. Вместе с тем при выборе каждой профессии, которую осваивает обучающийся с интеллектуальными нарушениями, необходимо понимание особенностей его профессиональных предпочтений. Актуальность вопросов в данной сфере определила содержание нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности профессиональных предпочтений подростков с интеллектуальными нарушениями при овладении профессией оператор швейного оборудования, разработать рекомендации, призванные помочь в овладении умениями и навыками, необходимыми в профессии.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 28 обучающихся по программе профессиональной подготовки по профессии 16185 оператор швейного оборудования (ОШО) для лиц с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 16 до 20 лет, группы ОШО-21 и ОШО-22. Все обучающиеся поступили в техникум после окончания специальной коррекционной школы либо коррекционных классов общеобразовательных школ. В исследовании были применены следующие методы и методики: метод теоретического анализа научной, специальной и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов исследования; эмпирические методы: метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, метод качественно-количественного анализа.

Результаты исследования. В результате исследования были выявлены особенности профессиональных предпочтений, которые позволили не только определить и понять соответствие возможностей и интересов подростков профессии, но и обозначить их проблемы: в овладении ручными швейными инструментами; в процессе раскладки лекал. Описаны группы испытуемых. Раскрыты предпосылки для овладения профессией оператор швейного оборудования у подростков экспериментальной группы.

Заключение. Исходя из выявленных сложностей в овладении профессиональными навыками и умениями у подростков с интеллектуальными нарушениями определены компоненты профессиональной сферы, необходимые для дальнейшего их развития в процессе обучения. На этой основе для обучающихся были разработаны дифференцированные рекомендации по овладению профессиональными навыками и умениями по следующим направлениям: теоретическое, коммуникативное и профессиональное.

Ключевые слова: подростки с интеллектуальными нарушениями, индивидуальный подход, профессиональное обучение, профессия «оператор швейного оборудования

Для цитирования: Афанасьева Р. А., Хасанова А. П. Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков с интеллектуальными нарушениями при овладении профессией оператор швейного оборудования // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 513–522. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-513-522

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-513-522

УДК: 37.018.1:37.048.45:376.1

Статья поступила в редакцию 27.10.2023, одобрена после рецензирования 15.12.2023, принята к публикации 20.12.2023.

Список источников:

1. Афанасьева Р. А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Наука и школа. 2015. № 6. С. 148–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25409290&ysclid=lo5sbp1ai1 945471788 (дата обращения: 25.10.2023).

2. Богданова Т. Г., Степанова Н. А., Вовненко К. Б., Попова Т. М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. М. : Академия, 2014. 240 с.

3. Васенков Г. В. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Коррекционная педагогика. 2008. № 2 (26). С. 13–18. URL: https://clck.ru/34TxGQ (дата обращения: 25.10.2023).

4. Дуброва Т. И. Уровневая дифференциация профессионального обучения под- ростков с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // Специальное образование. 2012. № 2 (26). С. 40–48. URL: https://1-co.ru/nu7V (дата обращения: 25.10.2023).

5. Евтушенко И. В. Стратегия организации профессионального обучения лиц с ин- теллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Неделя науки и образования в интересах мира и развития : тезисы доклада на конференции (26 ноября –2 декабря 2017 г.). М. : МПГУ, 2018. С. 85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41717560&ysclid=l o5sn55kgk771681360 (дата обращения: 25.10.2023).

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. М. : МОДЭК, 2003. 478 с.

7. Зволейко Е. В. Организация профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе и учреждении профессионального образования [Электронный ресурс] // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11, № 2. С. 143–148. URL: https://clck.ru/36DZGW (дата обращения 25.10.2023).

8. Климов Е. А. Как выбрать профессию. М. : Просвещение, 1995. 157 с.

9. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство: учебное пособие. М. : Национальный книжный центр, 2018. 112 с.

10. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: метод. пособие. М. : Изд-во НЦ ЭНАС. 2003. 119 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 25