Николай Ганс: историко-педагогическое осмысление традиций русского образования XVIII–XIX вв.

Автор(ы):

Алла Юрьевна Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории педагогики и образования, https://orcid.org/0000-0002-9072-1500, AuthorID: 256585/6332-1842, Web of Science ResearcherID:ACZ-8040-2022, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3121687, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Целью статьи является рассмотрение исторического наследия русского учёного-эмигранта Н. А. Ганса. Предметом изучения определён взгляд мыслителя на русскую образовательную традицию XVIII–XIX вв., особенности её возникновения и развития в указанный исторический период. В задачи исследования включалось описание и определение сущности русской образовательной традиции в представлениях историка и компаративиста русского зарубежья Н. А. Ганса, а также анализ специфических черт и культурных особенностей педагогической мысли данного периода.

Материалы и методы. Исследование проводилось на основе англоязычных трудов Н. А. Ганса по истории русской педагогики с применением традиционного историко-педагогического метода и сравнительного метода трактовки историко-педагогических явлений. Данные книги учёного ещё не переведены на русский язык. Автор статьи обладает профессиональным филологическим образованием (английская филология), что позволило достаточно глубоко проанализировать и изучить тексты учёного, а также привести цитаты из личного перевода.

Результаты исследования. Результатами исследования явились определения основных сущностных характеристик и отличительных черт русской образовательной традиции исследуемого периода, которые включают в себя: понятие светскости образования как продолжения традиции византийского образования, описание сложных и своеобразных взаимоотношений двух различных подходов в образовании – европейской и собственно русской традиций и их тесное взаимодействие на протяжении XVIII–XIX вв., а также рассмотрение мессианской роли образования в развитии русской культуры, которую описывал Н. А. Ганс в своих трудах. Отдельного внимания также заслуживает рассмотрение «гансовской» позиции к пониманию традиций русского образования и их связи с современными автору реалиями.

Обсуждение и заключение. Н. А. Ганс явился одним из немногих учёных, кому удалось не только раскрыть уникальность традиций русского образования, но и донести их до англоязычного читателя через свои труды, изданные в период эмиграции. К сожалению, Ганс пока ещё мало известен в России. Его взгляд на историю русской педагогической мысли представляет большой интерес и для современного российского читателя, так как большинство вопросов и тем, поднятых автором, находят своё актуальное звучание в современной образовательной политике в рамках определения путей развития педагогической мысли и сохранения богатого традиционного наследия прошлого. В этом смысле Н. А. Ганс, бесспорно, очень современен. Его научное творчество построено на попытках сравнения различных культур, способах описания уникальности и самобытности русской образовательной традиции во взаимодействии последней с различными европейскими школами, что чрезвычайно ценно в современном контексте глобальной образовательной политики. Обращение к его научному творчеству может открыть новые подходы как к трактовке исторических педагогических явлений, так и к современному пониманию традиций русского образования, способствовать более глубокому осмыслению русской культуры и педагогической мысли в России. Всё это свидетельствует о том, что труды Ганса обладают огромным научным потенциалом и требуют своего дальнейшего дополнительного изучения и глубокого анализа, которые, возможно, будут представлены в следующих публикациях автора.

Ключевые слова: история педагогики, традиции в образовании, русская педагогическая традиция, Николай Ганс, педагогическая мысль русского зарубежья, педагогические идеи в России XVIII–XIX вв.

Для цитирования: Аксенова А. Ю. Николай Ганс: историко-педагогическое осмысление традиций русского образования XVIII–XIX вв. // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 3. C. 303–318. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-303-318

DOI: DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-3-303-318

УДК: 37.013.73

Статья поступила в редакцию 24.06.2024, одобрена после рецензирования 01.08.2024, принята к публикации 09.08.2024.

Список источников:

1. Hans N., Hessen S. Educational Policy in Soviet Russia. London : P. S. King & SON. LTD, 1930. 264 р.

2. Гессен С. И., Новожилов Н. Ф. Десять лет советской школы // Русская школа за рубежом. 1927–1928. Кн. 28. С. 473–520.

3. Ганц Н. А. Международная конференция по народному образованию в Эдинбурге в июле 1925 года // Русская школа за рубежом. 1925. № 15/16. С. 405–406.

4. Hans N. History of Russian Educational policy 1701–1917. London : P. S. King & son, Ltd., 1931. 255 p.

5. Hans N. The Principles of Educational Policy. London : King, 1929. 190 p.

6. Hans N. The Russian Tradition in Education. London : Routledge & Kegan Paul, 1963. 196 p.

7. Сорокина М. Ю. Ганс Николай Адольфович. Историк образования, педагог, психолог [Электронный ресурс] // Некрополь российского научного зарубежья. Биографический словарь «Российские ученые за рубежом». URL: http://www.russiangrave.ru/

person?prs_id=147 (дата обращения: 21.06.2024).

8. Киржаева В. П., Осовский О. Е. На повороте: Н. А. Ганц в русско-английском педагогическом пространстве 1920–1930-х годов : монография. Пенза : Наука и просвещение, 2018. 236 с.

9. Масоликова Н. Ю. К истории российского педагогического зарубежья в Великобритании: Николай Адольфович Ганс (1888–1969) // Ежегодник Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына. 2016. № 6. С. 153–164.

10. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М. : Изд-во УРАО, 2003. 232 с.

11. Киржаева В. П., Осовский О. Е. Педагогическая жизнь русской эмиграции в Лондоне: от надежды – к разочарованию // Quaestio Rossica. 2020. Т. 8, № 3. С. 847–860.

DOI 10.15826/qr.2020.3.499

12. Осовский О. Е., Киржаева В. П., Гудкова С. П., Мариниченко А. И., Лаптун В. И. Научное наследие Н. А. Ганца в контексте педагогической компаративистики ХХ в.: предварительные замечания // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» : сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 1 (Саранск, 26–27 ноября 2015 г.) Саранск : Изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2016. С. 187–192.

13. Осовский О. Е., Киржаева В. П. Н. А. Ганц и оценка советской школьной политики русской педагогической эмиграцией на рубеже 1920–1930-х гг. // Современное образование. 2018. № 3. С. 118–126. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.27130

14. Осовский О. Е. Роль Н. А. Ганца в становлении педагогической компаративистики российского зарубежья // Научные исследования: от теории к практике : сб. трудов конф. В 2 т. (Чебоксары, 30 октября 2016 года). Интерактив плюс, 2016. Т. 1, № 4

(10). С. 167–169.

15. Пинкевич А. П. Против клеветы на советское просвещение // Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 95

16. Ильин И. А. О национальном призвании России (ответ на книгу Шубарга) // Собрание сочинений. Т. 7. М., 1998. С. 401.

17. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. 447 с.

18. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 1. Статьи и рецензии 1829–1835. М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1953. 573 с.

19. Ушинский К. Д. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т. 2. Педагогические статьи 1857–1861. М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. 655 с.

20. Hans N. Education in Soviet Russia // The Year Book of Education. 1933. London : Evans Brothers, 1933. Pp. 745–768.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 17 | Скачиваний: 16