Дополнительное образование как социокультурный фактор формирования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей «риска»

Автор(ы):

 

Бубнова Ирина Сергеевна

 

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

 

Рерке Виктория Игоревна

 

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии,

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей группы «риска». Проведённое исследование показало, что у младших школьников из семей «риска» не сформирована мотивация к творческой деятельности, дети отличаются низкой самооценкой, нарушениями коммуникативных аспектов мотивации, зависимостью от мнения окружающих, боязнью неудач. В статье показано, что социокультурная среда учреждения дополнительного образования играет ключевую роль в формировании мотивации у младших школьников из семей «риска». Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях педагогики и психологии.

 

Ключевые слова: дополнительное образование, социокультурная среда, мотивация, младший школьник, мотивация к творческой деятельности, семья «риска».

 

Для цитирования: Бубнова И. С., Рерке В. И. Дополнительное образование как социокультурный фактор формирования мотивации к творческой деятельности у младших школьников из семей «риска» // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 126-132. DOI : 10.32343/2409-5052-2018-11-3-126-132.

 

УДК: 371.93

 

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-126-132

 

Дата поступления в редакцию: 26.06.2018

 

Заявленный вклад авторов:

 

Бубнова И. С.

констатирующий и контрольный этап исследования, количественная и качественная обработка полученных результатов, их анализ, подготовка статьи к публикации.

Рерке В. И.

разработка и апробирование программы формирующего этапа исследования, анализ и обобщение его результатов, формулировка выводов и практических рекомендаций.

 

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Список литературы:

 

1. Бабицкая Л. А., Бубнова И. С., Кибальник А. В., Рерке В. И., Федосова И. В. Теоретико-эмпирическое осмысление понятия «жизненная перспектива личности детей-сирот» // Social Sciences. 2016. Т. 11. № 27. С. 6451.

2. Божович Л. И., Славина Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М. : Знание, 1979. 96 с.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М. : Просвещение, 1968. 464 с.

4. Заззо Р. Психическое развитие ребёнка и влияние среды : Доклад на Всемирной Ассамблее международной организации по вопросам дошкольного обучения и воспитания. Афины. 1966 г. // Вопросы психологии. 1967. № 2. С. 11–27.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.

7. Леонтьев Д. А. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации ; под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. С. 4–12.

8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. М. : Карапуз, 2008. 192 с.

9. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129–138

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1976. 416 с.

11. Рыбакова Л. А. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска : учебное пособие / Л. А. Рыбакова, Т. Ф. Бабынина. Казань : Бриг, 2015. 199 с.

12. Слепцова Н. К., Васильева А. Н. Социокультурная роль дополнительного образования детей в летний период (на примере ЛРЗДБ «Виктория») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 43. С. 338–40.

13. Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2013. 242 с.

14. Sergey D. Neverkovich, Irina S. Bubnova, Nikolay N. Kosarenko, Regina G. Sakhieva, Zhanna M. Sizova, Valeria L. Zakharova, Marina G. Sergeeva. Students’ Internet Addiction: Study and Prevention // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. 14(4). p. 1483–495. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/83723.

 

Скачать статью в формате pdf