Формирование готовности педагогов к реализации инклюзивного образования: экспресс-диагностика и разработка модульного курса (на примере Саратовской области)
Автор(ы):
Екатерина Николаевна Горина, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, факультет психолого-педагогического и специального образования, https://orcid.org/0000-0001-6552-7485, Author ID: 665551, Researcher ID: D-8596-2013, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 225132, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Вадим Александрович Будылин, заместитель директора по воспитательной работе, https://orcid.org/0009-0002-6178-2504, Средняя общеобразовательная школа № 66 им. Н. И. Вавилова, г. Саратов
Россия, 410018, г. Саратов, ул. Державинская, 1, стр. 1, тел: +7 (8452) 788330, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. В статье представлены результаты проведённого пилотажного исследования, позволяющего описать динамику формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного образования на основе развития инклюзивных компетенций (региональный аспект). Дано описание разработанного образовательного модульного интерактивного курса для учителей, который способствует развитию необходимых компетенций (размещён в открытом доступе).
Материалы и методы. Содержание статьи построено на изучении готовности к реализации инклюзивного образования и сформированности необходимых инклюзивных компетенций у педагогов общеобразовательных организаций г. Саратова и Саратовской области. На основе имеющихся доступных исследовательских методик нами была составлена анкета, нацеленная на сбор информации об имеющихся знаниях в области инклюзивного образования, а также о владении инклюзивными компетенциями школьными учителями.
Результаты исследования. Выявленная недостаточная готовность к реализации инклюзивного образования по всем компонентам инклюзивной компетентности обусловила необходимость разработки образовательного цифрового ресурса – модульного курса, предусматривающего интерактивное взаимодействие, обмен опытом и онлайн-сопровождение педагогов.
Обсуждение и заключение. Положительные отзывы о разработанном ресурсе свидетельствуют о целесообразности продолжения представленной работы. Подтверждённая данным исследованием практическая значимость модульного интерактивного курса позволяет рекомендовать его тиражирование в педагогической среде.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивные компетенции, инклюзивная компетентность, педагоги общеобразовательных организаций, готовность к реализации инклюзивного образования, модульный интерактивный курс
Для цитирования: Горина Е. Н., Будылин В. А. Формирование готовности педагогов к реализации инклюзивного образования: диагностика и разработка модульного курса (на примере Саратовской области) // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 192–210. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-192-210
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-192-210
УДК: 376.112.4
Статья поступила в редакцию 31.03.2025, одобрена после рецензирования 04.06.2025, принята к публикации 10.06.2025.
Список литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 07.02.2025).
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://base. garant.ru/70535556/ (дата обращения: 07.02.2025).
3. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года) [Электронный ресурс]. ЮНЕСКО, 1994. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
4. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106. URL: http://base.garant.ru/2565085 (дата обращения: 07.02.2025).
5. Barton L., Armstrong F. Policy, experience and change: Cross-cultural reflections oninclusive education. Dordrecht, the Netherlands, 2007. 357 p. DOI: 10.1007/978-1-4020-5119-7
6. Loreman T., Deppeler J., Harvey D. Inclusive education: Supporting diversity in the classroom. London and New York: Routledge, 2010. 302 p.
7. Sailor W., Skrtic T. American education in the postmodern. Paul J. L., Evans D., Rosselli H. Integrating school restructuring and special education-reform. Florida : Orlando, 1995. Pр. 214–236.
8. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Improving schools, developing inclusion. London end New York : Routledge, 2006. 218 p.
9. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования ; пер. с англ. И. Аникеев и Н. Борисова. М. : Перспектива, 2011. 139 с.
10. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 190. С. 8–15. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ot-ravnyh-prav-k-ravnym-vozmozhnostyam-ot-spetsialnoy-shkoly-k-inklyuzii (дата обращения: 10.05.2025).
11. Алёхина С. В., Шеманов А. Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. М. : ФГБОУ МГППУ, 2022. 218 с.
12. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. М. : МГППУ, 2013. 324 с.
13. Самсонова Е. В. Формирование инклюзивной компетентности педагогов // Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Белоруссия, Минск, 25–26 октября 2018 г.). Минск : БГПУ им. М. Танка, 2018. С. 309–311. VKTPJT
14. Сунцова А. С. Теория и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. Ижевск : Удмуртский университет, 2013. 111 с. XDHWUT
15. Зайцев Д. В., Селиванова Ю. В. Инклюзивная парадигма современного образования в России: региональная специфика реализации // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 43–52. USHYJA
16. Слюсарева Е. С. Профессиограмма педагога инклюзивного образования // Вестник университета. 2014. № 5. С. 266–270. SEPICR
17. Хижняк Л. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования. 2016. № 4 (5). С. 78–85. VVNOWX
18. Баротова Г. Ю. Современные подходы к интерпретации понятия «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» // Вестник Педагогического университета. 2019. № 1 (78). С. 21–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-interpretatsii-ponyatiya-gotovnost-k-rabote-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.05.2025).
19. Алехина С. В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4 (22). С. 117–127. PYJYWP
20. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивные диспозиции и компетенции педагогов общеобразовательных организаций: проблемы взаимосвязи // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 3 (116). С. 384–399. DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.384-399
21. Кантор В. З., Проект Ю. Л., Никулина Г. В., Антропов А. П., Кондракова И. Э., Залаутдинова С. Е., Литовченко О. В. Инклюзивные профессиональные компетенции: оценочная парадигма педагогического сообщества // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 3. С. 106–125. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100307
22. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018 120 с. VQEVPW
23. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Астрахань, 2008. 213 с. NKLADH
24. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2015. 390 с. ZPSLYB
25. Оценочные материалы для изучения профессиональных компетенций педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность с детьми, имеющими ОВЗ / сост.: М. М. Панасенкова, Е. А. Скорик. Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2019. 37 с.
26. Митина Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебник для вузов ; 2-е изд., доп. М. : Юрайт, 2020. 430 с.
27. Макаров Ю. А. Личность педагога и метод диагностики толерантности в профессиональной педагогической среде // Альманах современной науки и образования. 2011. № 5 (48). C. 108–111. OPMSGT
28. Малярчук Н. Н. Проблемы инклюзивного образования в России // Вестник БелИРО. 2015. № 2. С. 72–78. VKDQFJ
29. Грунт Е. В. Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 67–81. ZKXUIP. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.105
30. Ильин А. С. Исследование готовности учителя к работе в условиях инклюзии: в поисках практических решений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 84–89. YVATCS
31. Калашникова М. Б. Особенности психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия : сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф., (Великий Новгород, 24–25 апреля 2017 года). Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2017. С. 254–259. ZHMFEL
32. Бычкова Е. С. Мониторинг систем оценки качества инклюзивного образования в регионах Российской Федерации // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 4 (29). С. 98–103. IEAAAV
33. Мониторинг оценки инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях Саратовской области [Электронный ресурс] : сайт СОИРО. URL: https://soiro64.ru/monitoring-ocenki-inkljuzivnoj-obrazovatelnoj-sredy-v-obrazovatelnyh-organizacijah-saratovskoj-oblasti/ (дата обращения: 09.05.2025).