Статьи выпуска № 2, год 2025

Психологическое сопровождение академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном учебном заведении

Автор(ы):

Елена Сергеевна Гринина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры реабилитационных технологий, https://orcid.org/0000-0002-8766-9668, AuthorID: 683090,

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нина Анатольевна Кузьмина, психолог, https://orcid.org/0009-0004-5425-7466, Саратовский колледж водного транспорта, строительства и сервиса

Россия, 410001, г. Саратов, ул. Ново-Астраханское шоссе, 79, тел.: +7 (8452) 958341, maskit030@mail.ru

Аннотация: Введение. В статье анализируется опыт реализации психологического сопровождения академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу профессионального образовательного учреждения (колледжа). В центре внимания оказываются такие аспекты академической адаптации, как эмоциональное состояние, тревожность, учебная мотивация, уровень социально-психологической адаптированности обучающихся колледжа.

Материалы и методы. В сравнительном исследовании принимали участие 89 обучающихся первого курса в возрасте 15–18 лет, среди которых 44 первокурсника с ограниченными возможностями здоровья (лёгкая умственная отсталость) и 45 условно здоровых первокурсников. Исследование академической адаптации осуществлялось с применением комплекса методов и методик: «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д Рикс); «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилберг, адаптация Ю. Л. Ханина); «Самооценка психологической адаптивности»; «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова); анкета «Анализ адаптации первокурсников». На формирующем этапе эксперимента разработана и апробирована программа оптимизации академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном учебном заведении, которая включает в себя коррекционно-развивающие занятия, а также психолого-просветительскую работу с обучающимися, родителями и педагогами. На контрольном этапе анализировалась динамика академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты исследования. У первокурсников колледжа с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы оптимизации академической адаптации в среднем профессиональном учебном заведении выявлены положительные статистически значимые изменения в области эмоционального благополучия, снижение реактивной тревожности, повышение учебной мотивации.

Заключение. Полученные данные расширяют представления о специфике академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном учебном заведении, разработанная программа оптимизации академической адаптации может быть использована в практике их психологического сопровождения в образовательном процессе.

Ключевые слова: академическая адаптация, профессиональное образование, ограниченные возможности здоровья, академическая адаптация первокурсников, адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Для цитирования: Гринина Е. С., Кузьмина Н. А. Психологическое сопровождение академической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном учебном заведении // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 9, № 2. С. 247–262. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-247-262

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-247-262

УДК: 159.9:376:377

Статья поступила в редакцию 04.03.2025, одобрена после рецензирования 07.06.2025, принята к публикации 10.06.2025

Список литературы:

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3, № 2. С. 25–32. TJZGWY

2. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89–95. VMXYYP

3. Безрукавный О. С. Проблемы психолого-педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 3. С. 1–11. URL: https://psyjournals.ru/files/96032/ psyedu_2018_n3_Bezrukavny.pdf (дата обращения 19.01.2025). DOI: 10.17759/psyedu.2018100301

4. Авдеева Н. Н. и др. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко ; 4-е изд. М. : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.

5. Дорожевец Т. В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск : Изд-во ВГУ, 1995. 32 с.

6. Граур М. В. Исследования академической адаптации как сложной открытой системы // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. С. 34–40. ZBHIYJ

7. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : монография. М. : Перо, 2023. 160 с. TYMEGS

8. Акимова С. В., Кожевникова О. В. Факторы успешности академической адаптации на начальном этапе обучения в университете [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2015. № 8 (18). URL: http:/7universum.com/ru/psy/archive/ item/2516 (дата обращения: 20.11.2024).

9. Baker R.W., Siryk B. Student Adaptation to College Questionnaire (SACQ): Manual. Los Angeles: WesternPsychologicalServices, 1989. 68 p.

10. Кочергина Е. В., Прахов И. А. Взаимосвязь между отношением к риску, успеваемостью студентов и вероятностью отчисления из вуза [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 206–228. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-otnosheniem-k-risku-uspevaemostyu-studentov-i-veroyatnostyu-otchisleniya-iz-vuza (дата обращения: 20.11.2024). DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-206-228

11. Доржеева А. А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14, № 3 (48). С. 346–356. PFOJRU

12. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. C. 53–68. DOI: 10.17759/pse.2022270205

13. Пуляева В. Н., Неврюев А. Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. № 25 (2). С. 19–32. DOI: 10.17759/pse.2020250202

14. Говорушенко А. В. Академическая адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 6. С. 16–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze (дата обращения: 14.05.2024).

15. Ермаченко Н. А., Зайцева О. В., Середа В. А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 39–45. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-adaptatsii-pervokusnikov-k-usloviyam-obucheniya-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 20.09.2024).

16. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-пси­хологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 51–73. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-51-73

17. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Созонник А. В., Гринина Е. С., Протасов П. А., Силютина Н. Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2020. № 5(47). С. 258–272. URL: https://cyberlen­inka.ru/article/n/harakteristiki-akademicheskoy-adaptatsii-i-kognitivnyh-funktsiy-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 12.05.2024). DOI: 10.32744/pse.2020.5.18

18. Кириллова М. К., Чиркова Э. Б., Гинжул И. Ю. и др. Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья : моно­графия. Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2022. 250 с. XDTBYH

19. Базаркина И. Н., Сенкевич Л. В., Донцов Д. А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. М. : Человек, 2014. 224 с.

20. Божович Л. И. Лесенка побуждений [Электронный ресурс] : сайт. Тестотека. URL: https://testoteka.narod.ru/ms/1/17.html (дата обращения: 10.09.2024).

21. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара : БАХРАХ-М, 2022. 668 с.

Скачать статью в формате pdf.

Особенности временной перспективы студентов профессиональной образовательной организации на различных этапах обучения

Автор(ы):

Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, AuthorID: 388103, Кемеровский государственный университет

Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дарья Игоревна Шатько, аспирант, https://orcid.org/0009-0001-3809-1150, AuthorID: 1198485, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования им. А. М. Тулеева

Россия, 650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 38а, директор по организационному развитию, ЗАО «НеоКОР»

Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Волгоградская, 32, тел.: +7 (905) 0796045, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. В статье рассмотрены различные методологические подходы к трактовке понятия «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, приведены содержательные характеристики временной перспективы личности, выявлены особенности временной перспективы студентов профессиональной образовательной организации на различных этапах обучения. Цель статьи состоит в определении особенностей временной перспективы студентов на этапах обучения в профессиональной образовательной организации.

Материалы и методы. Исследования проводились с привлечением общепринятых эм­пирических методов (тестирование) и теоретических методов, в числе которых: анализ, сравнение, обобщение, систематизация. Для обработки полученной информации привлекались средства статистической обработки. Cбор статистических данных осуществлялся при помощи следующих методик: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, О. В. Митиной; опросник «Уровень субъективного контроля» Д. Роттера (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд); тест «Шкала толерантности к неопределённости» Д. Маклейна в адаптации Е. Г. Луковицкой, Е. Н. Осина; тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев); самоактуализационный тест Э. Шострома (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Исследование проводилось на базе Кузбасского педагогического колледжа, в котором были задействованы обучающиеся 1–3 курсов в количестве 102 человек. Полученные эмпирические данные были интерпретированы и обработаны средствами статистического анализа (t-критерий Стъюдента).

Результаты исследования. Проанализированы и обобщены работы отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением факторов, оказывающих влияние на формирование временной перспективы. Выявлено наличие вариативности со­держательных характеристик временной перспективы в зависимости от этапа обучения в колледже. Раскрыты особенности формирования временной перспективы, а также смысложизненные ориентации студентов, обучающихся на различных курсах организации профессионального образования.

Обсуждение и заключение. На основе полученных результатов было выявлено, что у студентов разных курсов временная перспектива имеет специфические особенности, обусловленные уровневыми характеристиками личностных параметров. Определено, что первокурсники демонстрируют более высокий уровень сформированности регуляторной гибкости. Второкурсники некритичны к своим действиям. Студенты-выпускники обладают высоким уровнем развитости и адекватности самооценки.

Ключевые слова: этапы обучения; студенты профессиональной образовательной организации; интернальность; локус контроля; временная перспектива; осмысленность жизненных ориентиров; самоактуализация; саморегуляция поведения; толерантность к неопределённости

Для цитирования: Морозова И. С., Шатько Д. И. Особенности временной перспективы студентов профессиональной образовательной организации на различных этапах обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 225–246. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-225-246

DOI: https://doi.org/10.32343/2409- 5052-2025-19-2-225-246

УДК: 159.9.07:377

Статья поступила в редакцию 05.05.2025, одобрена после рецензирования 08.06.2025, принята к публикации 10.06 .2025.

Список литературы:

1. Белогай К. Н., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осоз­нанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государ­ственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 57–72. DOI: 10.15293/2226-3365.1805.04

2. Слижевская А. Н., Гудименко О. В., Лоткин И. В. Временная перспектива и особенности формирования отношения ко времени в юношеском возрасте // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134). DOI: 10.23670/IRJ.2023.134.2

3. Абакумова И. В., Годунов М. В., Комерова Н. Е. Отношение к неопределенности и смысложизненные ориентации студентов с разной временной перспективой // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 2. Психологические и философские науки. 2024. № 1(1). С. 7–14. DOI: 10.54351/25876074-2024-1-1-7

4. Юнина-Пакулова Н. Ю. Библиометрический анализ исследований временной перспективы личности // Коллекция гуманитарных исследований. 2024. № 3(40). С. 41–48. DOI: 10.21626/j-chr/2024-3(40)/5

5. Аванесян М. О., Макарова М. В. Потенциал самоизменений и временная перспектива личности // Вестник Вятского государственного университета. 2023. № 3(149). С. 136–146. DOI: 10.25730/VSU.7606.23.044

6. Климкович М. В. Временная перспектива как феномен психологического исследования [Электронный ресурс] // Право. Экономика. Психология. 2024. № 1(33). С. 77–80. DTXDTN

7. Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13. М., 2010. 545 с.

8. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual- Differences Metric [Electronic resource]. Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77 (6). Pp. 1271–1288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=8215636 (accessed: 22.04.2025). DOI: 10.1037/0022-3514.77.6.1271

9. Zimbardo Ph. G., Boyd J. N. The Time Paradox: The New Psychology of Time That Will Change Your Life. N. Y. : Free Press. 2008. 400 p.

10. Елфимова М. М. Содержание временной перспективы у юношей и девушек с разным уровнем жизнестойкости (на примере психолого-педагогических классов) // Живая психология. 2023. Т. 10, № 1(41). С. 52–60. DOI 10.58551/24136522_2023_10_1_52

11. Орлов А. Б. Развитие склонностей и «временная перспектива» личности / Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. : НИИ ОПП АПН СССР, 1978. С. 6–9.

12. Федоров А. И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. М., 1996. 17 с.

13. Гинзбург М. Р. Ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты развития в подростковом и юношеском возрастах // Мир психологии. 2017. № 1(89). С. 125–129. YZICVT.

14. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.

15. Шилова Н. П. Представления о жизненном пути в юношестве // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. № 3. С. 29–38. EAXOBN

16. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев : Вища школа, 1997. 88 с.

17. Лукьянов О. В. Фактор времени в системе психологических интерпретаций [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 46–63. QOYMTT

18. Цыбульская Е. Ю. Феномен временной перспективы в психологических исследованиях [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2024. № 6 (120). С. 45–47 URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/ item/17661 (дата обращения: 23.04.2025).

19. Xuerui Ch., Meng Zh., Tianyang L. The Relationship between Future Time Perspective and Psychological Adaptation in High School Students: The Mediating Role of Personal Growth Initiative [Electronic resource]. Psychology of China. 2024. Vol. 6, No. 2. Pp. 246–255. URL: https://www.sciscanpub.com/index/journals/ainfo/pc/5662.html. (accessed: 23.01.2025). DOI: 10.35534/pc.0602027

20. Behavioral genetics of temporal framing: Heritability of time perspective and its common genetic bases with major personality traits / M. Stolarski, B. Zawadzki, G. Matthews, et al.]. Journal of Personality. 2024. Vol. 92, Is. 4. Pp. 1050–1066. DOI 10.1111/jopy.12870

21. Dorien T. A., Kooij M., Kanfer R., Betts M., Rudolph C. W. Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. Journal of Applied Psychology. 2018. Vol. 103 (8). Pр. 867–893. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/apl000030622. Kaplan A., Garner J. K. A complex dynamic systems perspective on identity and its development: The dynamic systems model of role identity. Developmental Psychology. 2017. Vol. 53 (11). Pр. 2036–2051. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000339

23. Морозова И. С., Медовикова Е .А., Каргина А. Е. Особенности параметров пси­хологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 92–101. DOI: https://doi. org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-92-101

24. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е., Плотникова А. В., Рассказова Е. И. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (Москва, 17–20 ноября 2005 г.). М., 2005. С. 259–260.

25. Сергиенко Е.А., Киреева Ю.Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством здоровья // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 23–35. UFFWPH.

26. Erle T. M., Topolinski S. The grounded nature of psychological perspective-taking. Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 112 (5). Pр. 683–695. DOI: http:// dx.doi.org/10.1037/pspa0000081

27. Rattat A-C., Matha P., Cegarra J. Time flies faster under time pressure. Acta Psychologica. 2018. Vol. 185. Pр. 81–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2018.01.014

28. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 54–65. JHLARZ.

29. Проконич О. А. Динамические характеристики временной перспективы личности студентов вуза в процессе обучения // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 1 (45). С. 207–219. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-46

30. Кузнецова С. А. Временные перспективы и миграционные установки магаданских студентов на разных этапах обучения // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 1. С. 67–78. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-1-67-78

31. Коржукова М. В. Психологические особенности эмоционально-ценностных аспектов временной транспективы личности студентов колледжа [Электронный ресурс] // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-emotsionalno-tsennostnyh-aspektov-vremennoy-transpektivy-lichnosti-studentov-kolledzha (дата обращения: 06.06.2025).

32. Сутягина Т. В. Модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 118–120. TQKTCD

Скачать статью в формате pdf.

Формирование готовности педагогов к реализации инклюзивного образования: экспресс-диагностика и разработка модульного курса (на примере Саратовской области)

Автор(ы):

Екатерина Николаевна Горина, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, факультет психолого-педагогического и специального образования, https://orcid.org/0000-0001-6552-7485, Author ID: 665551, Researcher ID: D-8596-2013, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 225132, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вадим Александрович Будылин, заместитель директора по воспитательной работе, https://orcid.org/0009-0002-6178-2504, Средняя общеобразовательная школа № 66 им. Н. И. Вавилова, г. Саратов

Россия, 410018, г. Саратов, ул. Державинская, 1, стр. 1, тел: +7 (8452) 788330, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. В статье представлены результаты проведённого пилотажного исследования, позволяющего описать динамику формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного образования на основе развития инклюзивных компетенций (региональный аспект). Дано описание разработанного образовательного модульного интерактивного курса для учителей, который способствует развитию необходимых компетенций (размещён в открытом доступе).

Материалы и методы. Содержание статьи построено на изучении готовности к реализации инклюзивного образования и сформированности необходимых инклюзивных компетенций у педагогов общеобразовательных организаций г. Саратова и Саратовской области. На основе имеющихся доступных исследовательских методик нами была составлена анкета, нацеленная на сбор информации об имеющихся знаниях в области инклюзивного образования, а также о владении инклюзивными компетенциями школьными учителями.

Результаты исследования. Выявленная недостаточная готовность к реализации инклюзивного образования по всем компонентам инклюзивной компетентности обусловила необходимость разработки образовательного цифрового ресурса – модульного курса, предусматривающего интерактивное взаимодействие, обмен опытом и онлайн-сопровождение педагогов.

Обсуждение и заключение. Положительные отзывы о разработанном ресурсе свиде­тельствуют о целесообразности продолжения представленной работы. Подтверж­дённая данным исследованием практическая значимость модульного интерактивного курса позволяет рекомендовать его тиражирование в педагогической среде.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивные компетенции, инклюзивная компетентность, педагоги общеобразовательных организаций, готовность к реализации инклюзивного образования, модульный интерактивный курс

Для цитирования: Горина Е. Н., Будылин В. А. Формирование готовности педагогов к реализации инклюзивного образования: диагностика и разработка модульного курса (на примере Саратовской области) // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 192–210. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-192-210

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-192-210

УДК: 376.112.4

Статья поступила в редакцию 31.03.2025, одобрена после рецензирования 04.06.2025, принята к публикации 10.06.2025.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 07.02.2025).

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://base. garant.ru/70535556/ (дата обращения: 07.02.2025).

3. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми по­требностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми по­требностями: доступ и качество (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года) [Электронный ресурс]. ЮНЕСКО, 1994. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 07.02.2025).

4. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106. URL: http://base.garant.ru/2565085 (дата обращения: 07.02.2025).

5. Barton L., Armstrong F. Policy, experience and change: Cross-cultural reflections oninclusive education. Dordrecht, the Netherlands, 2007. 357 p. DOI: 10.1007/978-1-4020-5119-7

6. Loreman T., Deppeler J., Harvey D. Inclusive education: Supporting diversity in the classroom. London and New York: Routledge, 2010. 302 p.

7. Sailor W., Skrtic T. American education in the postmodern. Paul J. L., Evans D., Rosselli H. Integrating school restructuring and special education-reform. Florida : Orlando, 1995. Pр. 214–236.

8. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Improving schools, developing inclusion. London end New York : Routledge, 2006. 218 p.

9. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования ; пер. с англ. И. Аникеев и Н. Борисова. М. : Перспектива, 2011. 139 с.

10. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 190. С. 8–15. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ot-ravnyh-prav-k-ravnym-vozmozhnostyam-ot-spetsialnoy-shkoly-k-inklyuzii (дата обращения: 10.05.2025).

11. Алёхина С. В., Шеманов А. Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. М. : ФГБОУ МГППУ, 2022. 218 с.

12. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. М. : МГППУ, 2013. 324 с.

13. Самсонова Е. В. Формирование инклюзивной компетентности педагогов // Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Белоруссия, Минск, 25–26 октября 2018 г.). Минск : БГПУ им. М. Танка, 2018. С. 309–311. VKTPJT

14. Сунцова А. С. Теория и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. Ижевск : Удмуртский университет, 2013. 111 с. XDHWUT

15. Зайцев Д. В., Селиванова Ю. В. Инклюзивная парадигма современного образования в России: региональная специфика реализации // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 43–52. USHYJA

16. Слюсарева Е. С. Профессиограмма педагога инклюзивного образования // Вестник университета. 2014. № 5. С. 266–270. SEPICR

17. Хижняк Л. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования. 2016. № 4 (5). С. 78–85. VVNOWX

18. Баротова Г. Ю. Современные подходы к интерпретации понятия «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» // Вестник Педагогического университета. 2019. № 1 (78). С. 21–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-interpretatsii-ponyatiya-gotovnost-k-rabote-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.05.2025).

19. Алехина С. В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4 (22). С. 117–127. PYJYWP

20. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивные диспозиции и компетенции педагогов общеобразовательных организаций: проблемы взаимосвязи // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 3 (116). С. 384–399. DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.384-399

21. Кантор В. З., Проект Ю. Л., Никулина Г. В., Антропов А. П., Кондракова И. Э., Залаутдинова С. Е., Литовченко О. В. Инклюзивные профессиональные компетенции: оценочная парадигма педагогического сообщества // Клиническая и специальная пси­хология. 2021. Т. 10, № 3. С. 106–125. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100307

22. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018 120 с. VQEVPW

23. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Астрахань, 2008. 213 с. NKLADH

24. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2015. 390 с. ZPSLYB

25. Оценочные материалы для изучения профессиональных компетенций педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность с детьми, имеющими ОВЗ / сост.: М. М. Панасенкова, Е. А. Скорик. Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2019. 37 с.

26. Митина Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебник для вузов ; 2-е изд., доп. М. : Юрайт, 2020. 430 с.

27. Макаров Ю. А. Личность педагога и метод диагностики толерантности в про­фессиональной педагогической среде // Альманах современной науки и образования. 2011. № 5 (48). C. 108–111. OPMSGT

28. Малярчук Н. Н. Проблемы инклюзивного образования в России // Вестник БелИРО. 2015. № 2. С. 72–78. VKDQFJ

29. Грунт Е. В. Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 67–81. ZKXUIP. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.105

30. Ильин А. С. Исследование готовности учителя к работе в условиях инклюзии: в поисках практических решений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 84–89. YVATCS

31. Калашникова М. Б. Особенности психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия : сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф., (Великий Новгород, 24–25 апреля 2017 года). Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2017. С. 254–259. ZHMFEL

32. Бычкова Е. С. Мониторинг систем оценки качества инклюзивного образования в регионах Российской Федерации // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 4 (29). С. 98–103. IEAAAV

33. Мониторинг оценки инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях Саратовской области [Электронный ресурс] : сайт СОИРО. URL: https://soiro64.ru/monitoring-ocenki-inkljuzivnoj-obrazovatelnoj-sredy-v-obrazovatelnyh-organizacijah-saratovskoj-oblasti/ (дата обращения: 09.05.2025).

Скачать статью в формате pdf.

Изучение допрофессиональных навыков у подростков с тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством профессиональных проб: результаты экспериментального исследования

Автор(ы):

Ольга Викторовна Пашинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания, https://orcid.org/0000-0002-8000-8621, Иркутский государственный университет

Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 241097, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. На современном этапе развития системы специального образования изучение допрофессиональных возможностей подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития приобретает особую актуальность. Овладение доступными допрофессиональными умениями и навыками в процессе школьного обучения способ­ствует нормализации жизни обучающихся изучаемой категории через их интеграцию в общество, облегчая пути использования социальных привилегий и благ.

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение у подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития допрофессиональных навыков посредством профессиональных проб.

Материалы и методы. 30 обучающихся специальных (коррекционных) школ г. Иркутска и Иркутской областной общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга» (от 10 до 14 лет).

Методы: тестирование (варианты профессиональных проб по трём направлениям «Декоративное цветоводство», «Картонажное дело», «Швейное дело»); анализ ре­зультатов.

Результаты исследования. Выделены уровни (достаточный, средний, низкий) сфор­мированности допрофессиональных навыков у подростков с тяжёлыми множественными нарушениями развития, а также трудности, препятствующие их формированию.

Определены направления для овладения допрофессиональными умениями и навыками применительно к конкретным профессиям с учётом возможностей обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Заключение. Материалы исследования могут быть использованы учителями, тьюторами, специалистами коррекционного образования. Результаты исследования представляют интерес для родителей, воспитывающих ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: подростки, тяжёлые множественные нарушения развития, допро­фессиональные умения и навыки, профессиональные пробы

Для цитирования: Пашинова О. В. Изучение допрофессиональных навыков у подростков с тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством профессиональных проб: результаты экспериментального исследования // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 211–224. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-2-211-224

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-211-224

УДК: 376:37.048.4

Статья поступила в редакцию 11.04.2025, одобрена после рецензирования 17.06.2025, принята к публикации 18.06.2025.

Список литературы:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракулова. Екатеринбург : УрГПУ, 2018. 160 с.

2. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью : метод. пособие. М. : НЦ ЭНАС, 2003. 118 с.

3. Лисовская Т. В. Непрерывное образование и сопровождение лиц с инвалидностью: проблемы и пути решения // Дефектология. 2015. № 3. С. 82–91.

4. Лисовская Т. В. Теоретические основы коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4-2 (52). С. 113–117. RXBODV

5. Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости) [Электронный ресурс] : сб. метод. мат-лов, Псков : ФРЦ, 2019. URL: http://умксипр.рф/ images/met_rec/2_do_tr (дата обращения: 26.03.2025).

6. Царев А. М. Модель непрерывного и преемственного образования и социальной адаптации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от ранней помощи до профессиональной реабилитации). [Электронный ресурс] : метод. мат-лы. Псков : ФЗЦ, 2019. URL: http://xn--h1adfofdl.xn--p1ai/images/met_rec/5_sistema.pdf (дата обращения: 26.03.2025)

7. Маллер А. Р. Развитие жизненных компетенций у детей с инвалидностью : методическое пособие. М. : Изд-во В. Секачев, 2019. 161 с.

8. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программы / С. В. Андреева и др. Псков : АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. 124 с.

9. Озерова В. А., Ткачева В. В. Об особенностях формирования профессионально-трудовых навыков у молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями: исследования и опыт помощи : науч.-практ. сб. / под ред. Т. А. Басиловой. М. : Инфра-М, 2020. С. 217–233.

10. Князева А. П., Ванцаев М. С., Волкова А. В., Кузьмичева Т. Ю., Шибаева Ю. А., Алиева Р. П-К., Лобай В. Г. Технология допрофессиональной и профессиональной подготовки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью в рамках дополнительного образования на основе обучения народным ремеслам [Электронный ресурс] : сайт «Дополнительное образование в Ярославской области». URL: http://dno.iro.yar.ru/?p=772 (дата обращения: 30.02.2019).

11. Шпицберг И. Л. Система непрерывного сопровождения людей, имеющих особенности развития в ментальной сфере // Комплексная система межведомственного, междисциплинарного долгосрочного сопровождения человека с ментальными особен­ностями : по мат-лам Междунар. конф. «Люди с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями: право на будущее» (Москва, 1–2 дек. 2017 г.). М., 2018. НО «Благотворительный фонд “ДаунсайдАп”». С. 7–31.

12. Волкова О. О., Головина Г. А. Опыт и перспективы профессионального обучения молодых людей с аутизмом // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 5. С. 28–32. YXOTRV

13. Давалис М. В., Рудакова Е. А., Сухарева О. Ю., Царёв А. М. Организация про­фориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множе­ственными нарушениями развития (ТМНР) [Электронный ресурс]: сайт ИКП. Метод. пособие, 2020. URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-13/ (дата обращения: 26.03.2025).

14. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта ; 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Речь, 2005. 477 с.

15. Шмелева Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе : сб. трудов конф. I Всерос. съезд дефектологов (26–28 октября 2015 г.). М. : Ставролит, 2015. С. 260–264.

16. Ткачева В. В. Профориентационная психодиагностика лиц со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 15–21. WXJEDN

17. Ткачева В. В., Евтушенко И. В., Жигорева М. В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учеб. пособие. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2024. 198 с.

Скачать статью в формате pdf.

Феномен театральной читки и её методический потенциал при изучении литературы в школе: результаты теоретико-эмпирического исследования

Автор(ы):

Матвей Вадимович Зверков, аспирант кафедры методики преподавания литературы, https://orcid.org/0009-0000-5714-0950, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет

Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7 (499) 2465712; учитель литературы и истории школы № 1101 г. Москвы

Россия, 117133, г. Москва, ул. Академика Виноградова, 11, тел.: +7 (495) 1236659, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. Статья посвящена актуальной проблеме: поиску новых подходов к обучению литературе в старших классах, что призвано повысить мотивацию учащихся к чтению литературных произведений и способствовать более глубокому пониманию художественных текстов. Результаты, представленные в статье, были получены в рамках теоретико-эмпирического исследования, проведённого в ходе работы над диссертацией на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Методический потенциал театральной читки при изучении литературы в старших классах».

Материалы и методы. Методологической основой исследования стали работы театроведов, искусствоведов, филологов (В. Н. Всеволодский-Гернгросс, М. Аронсон, С. Рейсер, М. И. Сизова, М. А. Черняк и др.), труды деятелей театра (К. С. Станиславский, М. А. Чехов, М. О. Кнебель и др.), а также работы методистов-словесников, посвящённые вопросам организации читки литературных произведений (В. В. Голубков), истории и теории методики выразительного чтения (В. В. Голубков, Р. Р. Майман, Б. С. Найдёнов и др.), применения отдельных элементов системы К. С. Станиславского в школьном курсе литературы (В. В. Голубков, Н. А. Демидова и др.), связей уроков литературы и театра (Т. С. Зепалова, М. Г. Качурин, В. Г. Маранцман и др.). Автором использованы теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (констатирующий эксперимент) методы исследования. Разработана анкета для учителей-словесников.

Результаты исследования. Теоретический анализ научной литературы позволил, с одной стороны, определить своеобразие театральной читки как особого способа репрезентации текста, с другой – установить неразработанность в современной методике обучения литературе вопроса об использовании театральной читки в школьном курсе литературы, несмотря на её несомненный методический потенциал (ресурс для приобщения к чтению, приём анализа литературного произведения; способ его интерпретации). Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют об интересе педагогов-словесников к театральной читке и готовности обращаться к ней при изучении литературы. Однако не все учителя имеют представление о специфике этого театрального жанра и способах его включения в образовательный процесс.

Обсуждение и заключение. На основе полученных в ходе теоретико-эмпирического исследования результатов нами разработана методическая модель использования театральной читки при изучении литературы в старших классах, которая в данный момент проходит апробацию в рамках обучающего эксперимента. Предварительные итоги представлялись автором на следующих научных конференциях: XXXIII Голубковские чтения (20 марта 2025 г., г. Москва, МПГУ), V Международная научно-практическая конференция «Чтение и литературное образование в цифровую эпоху»

(23 ноября 2024 г., г. Москва, МПГУ).

Ключевые слова: методика обучения литературе, театральная читка, театрализация, драматизация, выразительное чтение по ролям, учитель-словесник, старшеклассник-читатель, старшеклассник-зритель

Для цитирования: Зверков М. В. Феномен театральной читки и её методический потенциал при изучении литературы в школе: результаты теоретико-эмпирического исследования // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 177–191. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-177-191

DOI: https://doi.org/10.32343/2409- 5052-2025-19-2-177-191

УДК: 372.882:792.09

Статья поступила в редакцию 16.04.2025, одобрена после рецензирования 15.05.2025, принята к публикации 20.05.2025.

Список литературы:

1. Научная школа В. В. Голубкова: чтение и методика обучения литературе в информационную эпоху: монография / под ред. В.Ф. Чертова. М. : МПГУ, 2023. 190 с.

2. Педагогика чтения в цифровую эпоху: монография / под ред. В. Ф. Чертова и А. М. Антиповой. М. : МПГУ, 2024. 226 с.

3. Школьное литературное образование: современные практики и технологии: монография / под научн. ред. И. В. Сосновской. Иркутск : Аспринт, 2023. 234 с.

4. Зверков М. В. Театральная читка в восприятии и оценках школьников // Литературное образование и воспитание: ценностные ориентиры и стратегии в информационную эпоху. XXXII Голубковские чтения : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 14–15 марта 2024 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов, А. М. Антипова. М. : МПГУ, 2024. С. 258–264.

5. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра. В 2 т. Т. 1 / предисл. и общ. ред. А. В. Луначарского. Ленинград : Теа-кино-печать; М. : Теа-кино-печать, 1929. 576 с.

6. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М. : Аграф, 2001. 398 с.

7. Майман Р. Р. Обучение школьников выразительному чтению на занятиях по литературе / Избранные труды / под общ. ред. Р. В. Якименко. Южно-Сахалинск : СахГУ, 2025. С. 25–102.

8. Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 2. М. : Искусство. 1954. 421 с.

9. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 4. Работа актера над ролью : материалы к книге / сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. М. : Искусство, 1991. 399 с.

10. Чехов М. А. О технике актера. М. : АСТ, 2024. 288 с.

11. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие. ; 5-е изд. М. : ГИТИС, 2008. 432 с.

12. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М. : ГИТИС, 2009. 160 с.

13. Черняк М. А. Читка // Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. П. Мелентьевой. М. : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. С. 346.

14. Сизова М. И. Экспериментальный словарь русской драматургии рубежа XX– XXI веков (Подготовительные материалы) // Современная драматургия. 2015. № 4. URL: https://disk.yandex.ru/i/0LX7WZhsVuNuQA (дата обращения: 15.03.2025).

15. Сизова М. И. Читка: от театрального формата к отдельному драматургическому жанру «текст для исполнения» // Сфера культуры. 2021. № 4 (6). С. 43–50.

16. Театральная читка: зачем и кому она нужна? URL: https://www.teatrall.ru/ post/2511-so-smehom-murashkami-i-slezami-/ (дата обращения: 02.04.2025).

17. Голубков В. В. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для высших педагог. учеб. заведений. М. : Учпедгиз, 1938. 288 с.

18. Голубков В. В. Методика преподавания литературы: пособие для преподавателей лит-ры и студентов лит. фак-тов ; 3-е изд., испр. и доп. М. : Учпедгиз, 1945. 340 с.

19. Колосов П. И. Литературно-драматическая работа в школе II ступени // Родной язык в школе. 1923. Кн. 4. С. 107–113.

20. Колосов П. И. Из опыта летней драматической работы // Родной язык в школе. 1924. Кн. 5. С. 111–114.

21. Финлей X. Джонсон. Драматизация как метод преподавания ; пер. с англ. Р. Ландсберг. М. : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К° 1917. 43 с.

22. Найденов Б. С. Выразительное чтение пьесы // Литература в школе. 1964. № 1. С. 21–27.

23. Голубков В. В. Методика преподавания литератур ; 7-е изд., доп. и перераб. М. : Учпедгиз, 1962. 495 с.

24. Демидова Н. А. Использование элементов системы К. С. Станиславского при изучении драматических произведений в старших классах // Проблемы современного филологического образования : межвузов. сб. науч. ст. / под ред. С. А. Леонова. М., Ярославль : МПГУ – Ремдер, 2005. Вып. 6. С. 218–226.

25. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр. М. : Просвещение, 1982. 175 с.

26. Рубина Ю. И. Искусство театра в системе эстетического воспитания. М. : Просвещение, 1982. 63 с.

27. Качурин М. Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения: сборник научных трудов. Владимир : ВГПИ им. П. И. Лебедева-Полянского, 1991. С. 11–24.

28. Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. 1991. № 1. С. 131–140.

29. Македон Т. А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах как средство углубления восприятия художественного произведения : дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 219 с.

30. Костина И. Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5–8 классах : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 250 с.

31. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока общения и поведения учителя: пособие для учителя. М. : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1998. 232 с.

32. Зверков М. В. Театральная читка как ресурс приобщения школьников к чтению // Чтение и литературное образование в цифровую эпоху : мат-лы Междунар. науч.-практ. видеоконф. / отв. ред. В.Ф. Чертов, А. М. Антипова. (г. Москва, 14–15 октября 2021 г.; 25–26 ноября 2022 г.; 24–25 ноября 2023 г.). М. : МПГУ, 2024. С. 265–270.

33. Зверков М. В. Роль театральной читки в развитии творческого потенциала школьника как читателя и зрителя // Литературное образование в условиях цифровой трансформации: развитие творческого потенциала личности. XXXIII Голубковские чтения : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 145-летию В. В. Голубкова и 140-летию М. А. Рыбниковой / отв. ред. В. Ф. Чертов, А. М. Антипова (г. Москва, 20–21 марта 2025 г.). М. : МПГУ, 2025. С. 276–285.

Скачать статью в формате pdf.