Автор(ы):
Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, AuthorID: 388103, Кемеровский государственный университет
Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Дарья Игоревна Шатько, аспирант, https://orcid.org/0009-0001-3809-1150, AuthorID: 1198485, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования им. А. М. Тулеева
Россия, 650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 38а, директор по организационному развитию, ЗАО «НеоКОР»
Россия, 650056, г. Кемерово, ул. Волгоградская, 32, тел.: +7 (905) 0796045, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. В статье рассмотрены различные методологические подходы к трактовке понятия «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, приведены содержательные характеристики временной перспективы личности, выявлены особенности временной перспективы студентов профессиональной образовательной организации на различных этапах обучения. Цель статьи состоит в определении особенностей временной перспективы студентов на этапах обучения в профессиональной образовательной организации.
Материалы и методы. Исследования проводились с привлечением общепринятых эмпирических методов (тестирование) и теоретических методов, в числе которых: анализ, сравнение, обобщение, систематизация. Для обработки полученной информации привлекались средства статистической обработки. Cбор статистических данных осуществлялся при помощи следующих методик: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, О. В. Митиной; опросник «Уровень субъективного контроля» Д. Роттера (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд); тест «Шкала толерантности к неопределённости» Д. Маклейна в адаптации Е. Г. Луковицкой, Е. Н. Осина; тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев); самоактуализационный тест Э. Шострома (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Исследование проводилось на базе Кузбасского педагогического колледжа, в котором были задействованы обучающиеся 1–3 курсов в количестве 102 человек. Полученные эмпирические данные были интерпретированы и обработаны средствами статистического анализа (t-критерий Стъюдента).
Результаты исследования. Проанализированы и обобщены работы отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением факторов, оказывающих влияние на формирование временной перспективы. Выявлено наличие вариативности содержательных характеристик временной перспективы в зависимости от этапа обучения в колледже. Раскрыты особенности формирования временной перспективы, а также смысложизненные ориентации студентов, обучающихся на различных курсах организации профессионального образования.
Обсуждение и заключение. На основе полученных результатов было выявлено, что у студентов разных курсов временная перспектива имеет специфические особенности, обусловленные уровневыми характеристиками личностных параметров. Определено, что первокурсники демонстрируют более высокий уровень сформированности регуляторной гибкости. Второкурсники некритичны к своим действиям. Студенты-выпускники обладают высоким уровнем развитости и адекватности самооценки.
Ключевые слова: этапы обучения; студенты профессиональной образовательной организации; интернальность; локус контроля; временная перспектива; осмысленность жизненных ориентиров; самоактуализация; саморегуляция поведения; толерантность к неопределённости
Для цитирования: Морозова И. С., Шатько Д. И. Особенности временной перспективы студентов профессиональной образовательной организации на различных этапах обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 225–246. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-225-246
DOI: https://doi.org/10.32343/2409- 5052-2025-19-2-225-246
УДК: 159.9.07:377
Статья поступила в редакцию 05.05.2025, одобрена после рецензирования 08.06.2025, принята к публикации 10.06 .2025.
Список литературы:
1. Белогай К. Н., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 57–72. DOI: 10.15293/2226-3365.1805.04
2. Слижевская А. Н., Гудименко О. В., Лоткин И. В. Временная перспектива и особенности формирования отношения ко времени в юношеском возрасте // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134). DOI: 10.23670/IRJ.2023.134.2
3. Абакумова И. В., Годунов М. В., Комерова Н. Е. Отношение к неопределенности и смысложизненные ориентации студентов с разной временной перспективой // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 2. Психологические и философские науки. 2024. № 1(1). С. 7–14. DOI: 10.54351/25876074-2024-1-1-7
4. Юнина-Пакулова Н. Ю. Библиометрический анализ исследований временной перспективы личности // Коллекция гуманитарных исследований. 2024. № 3(40). С. 41–48. DOI: 10.21626/j-chr/2024-3(40)/5
5. Аванесян М. О., Макарова М. В. Потенциал самоизменений и временная перспектива личности // Вестник Вятского государственного университета. 2023. № 3(149). С. 136–146. DOI: 10.25730/VSU.7606.23.044
6. Климкович М. В. Временная перспектива как феномен психологического исследования [Электронный ресурс] // Право. Экономика. Психология. 2024. № 1(33). С. 77–80. DTXDTN
7. Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13. М., 2010. 545 с.
8. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual- Differences Metric [Electronic resource]. Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77 (6). Pp. 1271–1288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=8215636 (accessed: 22.04.2025). DOI: 10.1037/0022-3514.77.6.1271
9. Zimbardo Ph. G., Boyd J. N. The Time Paradox: The New Psychology of Time That Will Change Your Life. N. Y. : Free Press. 2008. 400 p.
10. Елфимова М. М. Содержание временной перспективы у юношей и девушек с разным уровнем жизнестойкости (на примере психолого-педагогических классов) // Живая психология. 2023. Т. 10, № 1(41). С. 52–60. DOI 10.58551/24136522_2023_10_1_52
11. Орлов А. Б. Развитие склонностей и «временная перспектива» личности / Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. : НИИ ОПП АПН СССР, 1978. С. 6–9.
12. Федоров А. И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. М., 1996. 17 с.
13. Гинзбург М. Р. Ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты развития в подростковом и юношеском возрастах // Мир психологии. 2017. № 1(89). С. 125–129. YZICVT.
14. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.
15. Шилова Н. П. Представления о жизненном пути в юношестве // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. № 3. С. 29–38. EAXOBN
16. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев : Вища школа, 1997. 88 с.
17. Лукьянов О. В. Фактор времени в системе психологических интерпретаций [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 46–63. QOYMTT
18. Цыбульская Е. Ю. Феномен временной перспективы в психологических исследованиях [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2024. № 6 (120). С. 45–47 URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/ item/17661 (дата обращения: 23.04.2025).
19. Xuerui Ch., Meng Zh., Tianyang L. The Relationship between Future Time Perspective and Psychological Adaptation in High School Students: The Mediating Role of Personal Growth Initiative [Electronic resource]. Psychology of China. 2024. Vol. 6, No. 2. Pp. 246–255. URL: https://www.sciscanpub.com/index/journals/ainfo/pc/5662.html. (accessed: 23.01.2025). DOI: 10.35534/pc.0602027
20. Behavioral genetics of temporal framing: Heritability of time perspective and its common genetic bases with major personality traits / M. Stolarski, B. Zawadzki, G. Matthews, et al.]. Journal of Personality. 2024. Vol. 92, Is. 4. Pp. 1050–1066. DOI 10.1111/jopy.12870
21. Dorien T. A., Kooij M., Kanfer R., Betts M., Rudolph C. W. Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. Journal of Applied Psychology. 2018. Vol. 103 (8). Pр. 867–893. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/apl000030622. Kaplan A., Garner J. K. A complex dynamic systems perspective on identity and its development: The dynamic systems model of role identity. Developmental Psychology. 2017. Vol. 53 (11). Pр. 2036–2051. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000339
23. Морозова И. С., Медовикова Е .А., Каргина А. Е. Особенности параметров психологической безопасности личности с различным уровнем профессиональной временной перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 92–101. DOI: https://doi. org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-92-101
24. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е., Плотникова А. В., Рассказова Е. И. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (Москва, 17–20 ноября 2005 г.). М., 2005. С. 259–260.
25. Сергиенко Е.А., Киреева Ю.Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством здоровья // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 23–35. UFFWPH.
26. Erle T. M., Topolinski S. The grounded nature of psychological perspective-taking. Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 112 (5). Pр. 683–695. DOI: http:// dx.doi.org/10.1037/pspa0000081
27. Rattat A-C., Matha P., Cegarra J. Time flies faster under time pressure. Acta Psychologica. 2018. Vol. 185. Pр. 81–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2018.01.014
28. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 54–65. JHLARZ.
29. Проконич О. А. Динамические характеристики временной перспективы личности студентов вуза в процессе обучения // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 1 (45). С. 207–219. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-46
30. Кузнецова С. А. Временные перспективы и миграционные установки магаданских студентов на разных этапах обучения // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 1. С. 67–78. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-1-67-78
31. Коржукова М. В. Психологические особенности эмоционально-ценностных аспектов временной транспективы личности студентов колледжа [Электронный ресурс] // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-emotsionalno-tsennostnyh-aspektov-vremennoy-transpektivy-lichnosti-studentov-kolledzha (дата обращения: 06.06.2025).
32. Сутягина Т. В. Модель формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 118–120. TQKTCD
Скачать статью в формате pdf.
Автор(ы):
Екатерина Николаевна Горина, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, факультет психолого-педагогического и специального образования, https://orcid.org/0000-0001-6552-7485, Author ID: 665551, Researcher ID: D-8596-2013, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 225132, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Вадим Александрович Будылин, заместитель директора по воспитательной работе, https://orcid.org/0009-0002-6178-2504, Средняя общеобразовательная школа № 66 им. Н. И. Вавилова, г. Саратов
Россия, 410018, г. Саратов, ул. Державинская, 1, стр. 1, тел: +7 (8452) 788330, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация: Введение. В статье представлены результаты проведённого пилотажного исследования, позволяющего описать динамику формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного образования на основе развития инклюзивных компетенций (региональный аспект). Дано описание разработанного образовательного модульного интерактивного курса для учителей, который способствует развитию необходимых компетенций (размещён в открытом доступе).
Материалы и методы. Содержание статьи построено на изучении готовности к реализации инклюзивного образования и сформированности необходимых инклюзивных компетенций у педагогов общеобразовательных организаций г. Саратова и Саратовской области. На основе имеющихся доступных исследовательских методик нами была составлена анкета, нацеленная на сбор информации об имеющихся знаниях в области инклюзивного образования, а также о владении инклюзивными компетенциями школьными учителями.
Результаты исследования. Выявленная недостаточная готовность к реализации инклюзивного образования по всем компонентам инклюзивной компетентности обусловила необходимость разработки образовательного цифрового ресурса – модульного курса, предусматривающего интерактивное взаимодействие, обмен опытом и онлайн-сопровождение педагогов.
Обсуждение и заключение. Положительные отзывы о разработанном ресурсе свидетельствуют о целесообразности продолжения представленной работы. Подтверждённая данным исследованием практическая значимость модульного интерактивного курса позволяет рекомендовать его тиражирование в педагогической среде.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивные компетенции, инклюзивная компетентность, педагоги общеобразовательных организаций, готовность к реализации инклюзивного образования, модульный интерактивный курс
Для цитирования: Горина Е. Н., Будылин В. А. Формирование готовности педагогов к реализации инклюзивного образования: диагностика и разработка модульного курса (на примере Саратовской области) // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 192–210. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-192-210
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-192-210
УДК: 376.112.4
Статья поступила в редакцию 31.03.2025, одобрена после рецензирования 04.06.2025, принята к публикации 10.06.2025.
Список литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 07.02.2025).
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://base. garant.ru/70535556/ (дата обращения: 07.02.2025).
3. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года) [Электронный ресурс]. ЮНЕСКО, 1994. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 07.02.2025).
4. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106. URL: http://base.garant.ru/2565085 (дата обращения: 07.02.2025).
5. Barton L., Armstrong F. Policy, experience and change: Cross-cultural reflections oninclusive education. Dordrecht, the Netherlands, 2007. 357 p. DOI: 10.1007/978-1-4020-5119-7
6. Loreman T., Deppeler J., Harvey D. Inclusive education: Supporting diversity in the classroom. London and New York: Routledge, 2010. 302 p.
7. Sailor W., Skrtic T. American education in the postmodern. Paul J. L., Evans D., Rosselli H. Integrating school restructuring and special education-reform. Florida : Orlando, 1995. Pр. 214–236.
8. Ainscow M., Booth T., Dyson A. Improving schools, developing inclusion. London end New York : Routledge, 2006. 218 p.
9. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования ; пер. с англ. И. Аникеев и Н. Борисова. М. : Перспектива, 2011. 139 с.
10. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 190. С. 8–15. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ot-ravnyh-prav-k-ravnym-vozmozhnostyam-ot-spetsialnoy-shkoly-k-inklyuzii (дата обращения: 10.05.2025).
11. Алёхина С. В., Шеманов А. Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. М. : ФГБОУ МГППУ, 2022. 218 с.
12. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. М. : МГППУ, 2013. 324 с.
13. Самсонова Е. В. Формирование инклюзивной компетентности педагогов // Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Белоруссия, Минск, 25–26 октября 2018 г.). Минск : БГПУ им. М. Танка, 2018. С. 309–311. VKTPJT
14. Сунцова А. С. Теория и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. Ижевск : Удмуртский университет, 2013. 111 с. XDHWUT
15. Зайцев Д. В., Селиванова Ю. В. Инклюзивная парадигма современного образования в России: региональная специфика реализации // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 43–52. USHYJA
16. Слюсарева Е. С. Профессиограмма педагога инклюзивного образования // Вестник университета. 2014. № 5. С. 266–270. SEPICR
17. Хижняк Л. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования. 2016. № 4 (5). С. 78–85. VVNOWX
18. Баротова Г. Ю. Современные подходы к интерпретации понятия «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» // Вестник Педагогического университета. 2019. № 1 (78). С. 21–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-interpretatsii-ponyatiya-gotovnost-k-rabote-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.05.2025).
19. Алехина С. В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4 (22). С. 117–127. PYJYWP
20. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивные диспозиции и компетенции педагогов общеобразовательных организаций: проблемы взаимосвязи // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 3 (116). С. 384–399. DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.384-399
21. Кантор В. З., Проект Ю. Л., Никулина Г. В., Антропов А. П., Кондракова И. Э., Залаутдинова С. Е., Литовченко О. В. Инклюзивные профессиональные компетенции: оценочная парадигма педагогического сообщества // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 3. С. 106–125. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100307
22. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018 120 с. VQEVPW
23. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Астрахань, 2008. 213 с. NKLADH
24. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2015. 390 с. ZPSLYB
25. Оценочные материалы для изучения профессиональных компетенций педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность с детьми, имеющими ОВЗ / сост.: М. М. Панасенкова, Е. А. Скорик. Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2019. 37 с.
26. Митина Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебник для вузов ; 2-е изд., доп. М. : Юрайт, 2020. 430 с.
27. Макаров Ю. А. Личность педагога и метод диагностики толерантности в профессиональной педагогической среде // Альманах современной науки и образования. 2011. № 5 (48). C. 108–111. OPMSGT
28. Малярчук Н. Н. Проблемы инклюзивного образования в России // Вестник БелИРО. 2015. № 2. С. 72–78. VKDQFJ
29. Грунт Е. В. Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 67–81. ZKXUIP. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.105
30. Ильин А. С. Исследование готовности учителя к работе в условиях инклюзии: в поисках практических решений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 84–89. YVATCS
31. Калашникова М. Б. Особенности психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия : сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф., (Великий Новгород, 24–25 апреля 2017 года). Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2017. С. 254–259. ZHMFEL
32. Бычкова Е. С. Мониторинг систем оценки качества инклюзивного образования в регионах Российской Федерации // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 4 (29). С. 98–103. IEAAAV
33. Мониторинг оценки инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях Саратовской области [Электронный ресурс] : сайт СОИРО. URL: https://soiro64.ru/monitoring-ocenki-inkljuzivnoj-obrazovatelnoj-sredy-v-obrazovatelnyh-organizacijah-saratovskoj-oblasti/ (дата обращения: 09.05.2025).
Скачать статью в формате pdf.