Сформированность патриотических ценностей у учеников как результат концептуализации региональной системы воспитания (на материалах эмпирического исследования)

Автор(ы):

Елена Николаевна Дятлова, доктор педагогических наук, доцент кафедры истории Отечества, https://orcid.org/0000-0003-2626-5552, AuthorID: 943732, Институт истории, международных отношений и социально-политических наук, Луганский государственный педагогический университет

Россия, 291011, г. Луганск, ул. Оборонная, 2, тел.: +7 (959) 1253258, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. Статья посвящена изучению проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Акцентируется внимание на значимости концептуализации воспитательной системы региона, важности координирования в регионе единых целевых, организационных, методических мер и мероприятий, направленных на формирование патриотических ценностей у воспитуемых. Публикация содержит материалы, расширяющие представления о базовых понятиях, ценностях и смыслах патриотизма, а также характеризующие региональные подходы к организации патриотической работы в Луганской Народной Республике, обусловливаемые республиканской концепцией воспитательной работы и региональным компонентом «Луганский характер». Работа освещает ход и результаты эмпирического исследования, проведённого в целях установления актуального состояния сформированности и выраженности у учащихся школ патриотических ценностей, характеризующих эффективность патриотической работы, проводимой в регионе.

Материалы и методы. Методологической основой исследования выступили системный, социокультурный, аксиологический, социально-психологический, средовой подходы. Методами исследования – теоретический анализ, метод включённого наблюдения, онлайн-анкетирование, кластерный анализ, метод Спирмена. К исследованию были привлечены 2 998 учащихся 8–11 кл. общеобразовательных школ республики. Основным инструментом сбора эмпирических данных выступила анкета, призванная установить сформированность и выраженность патриотических ценностей школьников в региональных условиях воспитательного влияния.

Результаты. В ходе исследования удалось установить фактические значения сформированности патриотических ценностей у обучающихся, определить степень выраженности. Дополнительно были выделены кластерные группы патриотических ценностей, характеризующихся высокой, средней и низкой степенью выраженности. Полученные данные позволили составить обобщённый ценностный портрет школьника-подростка, в структуре личности которого проявляется патриотизм.

Заключение. Материалы исследования и их интерпретация представляют интерес в

сфере выработки управленческих и организационных решений в целях всемерного повышения эффективности патриотического воспитания подрастающего поколения, реализуемого на разных уровнях системы образования.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотические ценности, региональная концепция воспитания, региональный компонент «Луганский характер», общеобразовательная школа, эмпирическое исследование, учащиеся

Для цитирования: Дятлова Е. Н. Сформированность патриотических ценностей у учеников как результат концептуализации региональной системы воспитания (на материалах эмпирического исследования) // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 287–301. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-287-301

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-287-301

УДК: 37.034

Статья поступила в редакцию 17.06.2025, одобрена после рецензирования

01.09.2025, принята к публикации 03.09.2025.

Список литературы:

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 21.02.2025).

2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405579061/ (дата обращения: 20.02.2025).

3. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 08.05.2024 № 314 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408897564/ (дата обращения: 20.02.2025). 4. О внедрении в общеобразовательные организации Луганской Народной Республики Концепции организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики на основе регионального компонента «Луганский характер» [Электронный ресурс] : Указ Главы ЛНР от 22.08.2024 № УГ-719/24. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8100202408220001 (дата обращения: 11.01.2025).

5. О внедрении и реализации концепции организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики с учётом регионального компонента «Луганский характер» [Электронный ресурс] : Приказ МОН ЛНР от 29.08.2024 № 801-од URL: https://edu.lpr-reg.ru/docs/addedulaw/14837-koncepciyaorganizacii-vospitatelnoy-raboty-v-obsc heobrazovatelnyh-organizaciyah-luganskoynarodnoy-respubliki-s-uchetomregio nalnogo-komponenta-luganskiy-harakter.html (дата обращения: 14.01.2025).

6. Аронов А. А. Система патриотического воспитания учащейся молодёжи // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры: сб. ст. ; ред.: И. Н. Романов. М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. С. 22–32.

7. Бутырская Е. В. Теоретические подходы к формированию патриотизма // Высшее образование сегодня. 2019. № 4. С. 34–37. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.04.P. 34

8. Вежевич Т. Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Улан-Удэ, 2011. 471 с.

9. Войкин А. Ю. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи в малом городе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Кострома, 2007. 245 с.

10. Воробьёва О. С. Объективизация процесса патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 5.8.1. Череповец, 2024. 250 с.

11. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2001. 396 с.

12. Иванова Е. Ю. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами исторической реконструкции : дис. ... канд. пед. наук : 5.8.1. Ялта, 2024. 268 с.

13. Кострулева И. В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Ставрополь, 2004. 166 с.

14. Перегудова Т. В. Социально-культурные условия патриотического воспитания старшеклассников в детском оздоровительном лагере : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. Тамбов, 2015. 176 с.

15. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Якутск, 2006. 326 с.

16. Потапов А. С. Гражданско-патриотическое воспитание подростков с отклоняющимся поведением на основе внеурочной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 5.8.1.

Казань, 2024. 298 с.

17. Шаронов А. А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Астрахань, 2019. 193 с.

18. Антонова А. В., Нечаева А. А. Представления о гражданско-патриотических ценностях в сознании уральских школьников (на материалах эмпирического исследования) // Педагогическое образование в России. 2025. № 2. С. 84–97. EDN: TGZCZY

19. Миндубаева Л. Р. Исследования чувства патриотизма на примере татаро-башкирского населения Пермского края // Социальная политика и народосбережение. 2023. Т. 2. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://spnjournal.ru/PDF/04SPN323.pdf (дата обращения: 22.07.2025).

20. Патриотические ценности молодёжи: информационно-методические материалы по итогам республиканского социологического исследования / сост. С. Х. Тукмеева. Казань : Республиканская юношеская библиотека, 2023. 23 с.

21. Узунов В. В. Особенности формирования патриотизма в молодёжной среде и его влияние на гражданскую идентичность: опыт Республики Крым // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 7. С. 137–143.

22. Цветкова И. В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2014. № 3. C. 45–51. URL: https://www.socis.isras.ru/article/5915 (дата обращения: 23.07.2025).

23. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях / Быков А. К. и др. М. : Планета, 2010. 335 с.

24. Мацефук Е. А., Разбегаев П. В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования.

2020. № 4 (83). С. 199–201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-kak-osnova-vospitaniya-patriotizma/viewer (дата обращения: 21.05.2025).

25. Дулина Н. В., Овчар Н. А., Токарев В. В. Патриотические ценности современной студенческой молодёжи: между Россией и Западом (по итогам проведения социологического исследования) // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования : XVIII Междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана : сб. трудов конф. ; сост. Е. В. Грунт. (Екатеринбург, 19–20 марта 2015 г.).

Екатеринбург : УрФУ, 2015. С. 167–177. EDN: VNILPL

26. Шаронов А. А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Воронеж, 2019. 24 с.

27. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: методические рекомендации. М. : Роспатриотцентр, 2022. 93 с.

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 0 | Скачиваний: 2