Тишина как феномен и метод: философско-педагогический аспект
Автор(ы):
Юлия Владимировна Андреева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин, https://orcid.org/0000-0003-0377-8427,
Author ID в РИНЦ: 876708, Web of ScienceNKO-9459-2025
450000, Россия, г. Уфа, ул. Ленина, 26, тел.:+7(347) 2733951
Башкирский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Уфа, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Введение. Статья посвящена изучению многогранной сущности тишины как феномена и метода в философско-педагогическом аспекте.
Методология исследования: экзистенциально-гуманистический подход.
Методы: анализ, сравнение, описание, философско-педагогическая реконструкция и авторская интерпретация. Новизна исследования состоит в междисциплинарном подходе к проблеме с привлечением работ философов и педагогов. Цель статьи – определить философско-педагогические основания тишины как значимого педагогического ресурса и разработать практико-ориентированные инструменты для её осмысленного и этически корректного использования в современной образовательной практике; дать характеристику тишины как философского феномена и педагогического метода с выявлением экзистенциально-гуманистических аспектов.
Результаты исследования. На основе междисциплинарного философско-педагогического подхода к проблеме исследования показано, что в философском аспекте тишина – характеристика бытия, требующая личного присутствия человека; феномен, который имеет экзистенциально-гуманистические основания. Так, в экзистенциальном плане тишина персонализирована и основана на принципах внутренней опоры на цель и личностный смысл. Феномен тишины описан как мера величия бытия и признания человека высшей ценностью, способного к постижению истины, добра и красоты в тишине. В педагогическом аспекте феномен тишины предполагает создание атмосферы тишины, которая будет способствовать духовному росту и развитию личности. Тишина здесь выступает как воспитывающая возможность, в рамках которой личность способна услышать «тихий голос собственного разума». Тишина – инструмент познания и пространство смыслов, ассоциирующихся со свободой, которая напоминает нам о том, что жизнь – это не только то, что человек делает, но и то, кем он становится в процессе самопознания, самосовершенствования и самовоспитания. В педагогической практике феномен тишины трансформируется в метод молчания. Экзистенциально-гуманистические аспекты молчания как метода обнаруживают себя в решении проблем дисциплины, успеваемости, коммуникации в целом.
Заключение. Тишину можно рассматривать как философский феномен и педагогический метод, как позитивное неявное действие, расширяющее пространство смыслов
воспитания и обучения, создающее основы для благоприятной образовательной среды.
Ключевые слова: тишина, феномен, метод, философия, педагогика
Для цитирования: Андреева Ю. В. Тишина как феномен и метод: философско-педагогический аспект // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 302–311. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-302-311
DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-302-311
УДК: 001.891:37
Статья поступила в редакцию 26.07.2025, одобрена после рецензирования 28.08.2025, принята к публикации 30.08.2025.
Список литературы:
1. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М. : Смысл, 2019, 527 с.
2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М. : АСТ, 2021. 703 с.
3. Монтессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. М. : Астрель, 2006. 269 с.
4. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М. : Карапуз, 2006. 272 с.
5. Монтессори М. Разум ребенка: гл. из кн. ; пер. М. : Грааль, 1997. 173 с.
6. Хайдеггер Мартин Бытие и время = Sein und Zeit ; пер. с нем. В. В. Бибихина ; изд. 2-е, испр. М. : Наука, 2002. 451 с.
7. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М. : Даръ, 2020. С. 137–138.
8. Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. М. : Эксмо, 2007. 528 с.
9. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. 1995. № 4. С. 122–127.
10. Фаусек Ю. И. Педагогика Марии Монтессори. М. : Генезис, 2007. 367 с.
11. Коваль К. В., Шаповалова Т. И., Мешкова М. Б., Климовская Т. И., Кобелева, Л. А., Русакова Н. С. Уроки тишины Марии Монтессори как фактор волевого развития дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе // Наука, образование и культура. 2019. № 8 (42). С. 36–39. EDN: IOBXNH
12. Логинова М. В. Постмодернистский дискурс молчания [Электронный ресурс] // Credo New. 2008. № 2. URL: http://www. credonew.ru >content/ view/663/60/ (дата обращения: 12.08.2025). EDN: PFGFSP
13. Ожиганова Г. В. Психология молчания и высшие способности: ресурсный подход // Акмеология. 2016. № 4(60). С. 190–195.
14. Роботова А. С. Очевидное и неочевидное в педагогическом молчании // Концепт. 2015. № T. 13. С. 3406–3410.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 367 с.
16. Ишутин А. А. Концепции природы, тишины и мировой пыли в онтологии И. А. Ильина // Общество: философия, история, культура. 2025. № 1. С. 57–62. DOI:10.24158/fi k.2025.1.6
17. Андреева Ю. В. Оптимизм в экзистенциальной философии и педагогике: практические и методологические основания // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 235–239.
18. Андреева Ю. В. Феномен тишины в философии, искусстве и образовательной
практике // Музыкальное искусство и образование. 2024. Т. 12, № 1. С. 18–25. DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-18-25
19. Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. М. : Московский Монтессори-центр, 1994. 132 с.
20. Василискин Т. П. Уроки тишины: влияние тишины на познавательную активность детей дошкольного возраста (на материале системы М. Монтессори // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (4). С. 77–79. EDN: VARWUY
21. Дичковская И. Н., Пониманская, Т. И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори : хрестоматия. М. : Московский Монтессори-центр, 1996. 116 с.
22. Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. М. : Национальное образование, 2014. 186 с.