Аксиологическая компетентность и профессиональный опыт педагога: перспективы дополнительного образования

Автор(ы):

Максим Александрович Костенко, кандидат социологических наук, доцент, директор, https://orcid.org/0009-0001-9682-9387, Author ID в РИНЦ: 113321, Институт содержания и методов обучения имени В. С. Леднева

Россия, 101000, г. Москва, ул. Жуковского, 16, тел.: +7 (495) 6213374, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Постановка научной проблемы. В контексте приоритетной задачи укрепления ценностных основ российской школы актуализируется проблема повышения потенциала кадрового корпуса в формировании у обучающихся традиционных ценностей российской культуры. Изучение имеющегося у педагогов профессионального опыта по формированию у обучающихся ценностных ориентаций позволяет выявить дефициты, актуальные аспекты проблемы, востребованные в практике компоненты аксиологической компетентности педагогов и проектировать содержание дополнительного профессионального образования.

Цель исследования – проанализировать профессиональный опыт педагогов по формированию у школьников ценностных ориентаций и определить на этой основе актуальные направления развития содержания, форм и методов дополнительного профессионального образования.

Материалы и методы. Эмпирические исследования, проведённые в 2025 г. в форме анкетирования педагогов общеобразовательных организаций (17 регионов Российской Федерации, более 5 тыс. участников), а также непосредственное общение с педагогической аудиторией в ходе курсов повышения квалификации, других обучающих и научно-практических мероприятий, организованных Институтом содержания и методов обучения имени В. С. Леднева.

Результаты исследования показали высокую значимость для педагогов собственного педагогического опыта, который оказывает влияние на профессиональные ценности, востребованность обмена опытом с коллегами в рамках дополнительного профессионального образования; высокую потребность в развитии и экспертизе собственного опыта приобщения школьников к ценностям российской культуры; недостаточную уверенность в имеющихся образцах собственного и изученного педагогического опыта, дефицит социокультурных, краеведческих, этнопедагогических практик формирования у школьников ценностных ориентаций. Сделан вывод о необходимости проектирования и актуальном содержании ценностного компонента дополнительного профессионального образования педагогов, включая педагогическую аксиологию, ценностный потенциал учебных предметов и интегрированный модуль гуманитарных дисциплин, раскрывающий ценности российской культуры, методику их трансляции обучающимся.

Практическая значимость состоит в возможности применения полученных результатов для развития содержания, форм и методов дополнительного профессионального образования педагогических работников школ, укрепления ценностных основ непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: ценностные ориентации школьников, аксиологическая компетентность педагога, профессиональный опыт педагогов, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, ценности российской культуры, общеобразовательная организация, дефициты педагогического опыта

Для цитирования: Костенко М. А. Аксиологическая компетентность и профессиональный опыт педагога: перспективы дополнительного образования // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 395–412. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-395-412

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-395-412

УДК: 371.134

Статья поступила в редакцию 17.07.2025, одобрена после рецензирования 06.09.2025, принята к публикации 08.09.2025.

Список литературы:

1. Сластенин В. А., Чижакова, Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 187 с.

2. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара : СИУ. 1997. 84 с.

3. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Казакова Е. И. Традиционные ценности современного российского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 20 (4). С. 4–17.

4. Перминова Л. М. Аксиологические смыслы самопознания в подготовке педагога // Наука. Управление. Образование. РФ. 2024. № 2 (14). С. 18–24.

5. Кучина Е. С. Роль педагога-наставника в формировании аксиологической компетентности молодого педагога в системе повышения профессионального мастерства // Образование в Кировской области. 2022. № 3 (63). С. 44–47. EDN: XFJIIO

6. Горбунова Н. В. Методологические основы аксиологического подхода в профессиональном педагогическом образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 106–108.

7. Николина В. В. Реализация аксиологического подхода в постдипломном профессиональном образовании педагога // Нижегородское образование. 2020. № 1. С. 11–18. EDN: TMPPFV

8. Сагитдинова Т. К. Аксиологический аспект профессиональной подготовки педагогических кадров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2024. № 3 (186). С. 4-10.

9. Ледовская Т. В. Аксиологический аспект непрерывности педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-2. С. 211–214. EDN: QFLRLB

10. Бичева И. Б., Филатова О. М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3

11. Бочарова Ю. Ю. Методологические основания исследования педагогического образования в современных социокультурных условиях : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 5.8.1. СПб., 2023. 48 с.

12. Китикарь О. В. Концептуальные основы развития региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 5.8.7. М., 2023. 49 c.

13. Голубкова Ю. Г. Формирование личностно-профессионального имиджа молодых педагогов в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 5.8.7. Челябинск, 2023. 25 с.

14. Красницкая Е. С. Формирование имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионаьного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 5.8.7. Челябинск, 2024. 22 с.

15. Гукаленко О. В., Вагнер И. В., Сериков В. В. Формирование у обучающихся традиционных российских ценностей в общеобразовательной организации: тенденции, проблемы, условия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2025. Т. 1, № 2. С. 63–74. DOI: 10.24412/2224-0772-2025-104-63-74 16. Козинец Л. А. Педагогический опыт как содержательно-технологический компонент профессиональной подготовки учителя // Адукацыя і выхаванне. 2024. № 1 (385). С. 11–16.

17. Казначеева С. Н., Бичева И. Б., Казначеев Д. А. Педагогические условия методической поддержки педагогов при изучении и внедрении нового опыта // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-4. С. 64–67. EDN: APKAVY

18. Рахматова С. М. Педагогический опыт как источник формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Академии образования Таджикистана. 2025. № 1 (55). С. 151–162

19. Баринова Л. В. Историко-педагогический опыт взаимодействия учителей и родителей в педагогическом процессе отечественных гимназий второй половины XIX века: автореф. дис. … канд. пед. наук : 5.8.1. Воронеж, 2024. 24 с.

20. Фефелова О. Е. Технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Н. Новгород, 2013. 27 с.

21. Бриткевич М. С. Инновационный педагогический опыт как фактор профессионального совершенствования учителя в условиях системы повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Белгород, 2018. 25 с.

22. Рыбкина Т. А. Муниципальная методическая служба как фактор развития готовности классных руководителей к концептуализации и распространению педагогического опыта: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Челябинск, 2012. 24 с.

23. Шкерина Г. А. Педагогическое содействие молодым преподавателям высшей школы в концептуализации профессионального опыта: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 24 с.

24. Насевич Е. В. Изучение передового опыта как источник получения совершенного в педагогической практике // Педагогика и психология: перспективы развития : мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Интерактив плюс, 2023. С. 140–142.

25. Трещев А. М., Умерова З. Т. Формирование опыта творческой деятельности педагога дошкольного образования как компонент его профессионально-педагогической культуры // Креативный и когнитивный потенциал субъектов образовательного процесса: проблемы и перспективы развития : сб. науч. статей. Астрахань, 2022. С. 106–109. EDN: YWIEHP

26. Артамонова И. В. Мастер-класс как один из методов передачи профессионального опыта педагога // Четырнадцатые открытые абакумовские чтения. сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. (Коломна, 16 февраля 2024 г.). Коломна : ГСГУ, 2024. С. 182–188. EDN: JHPQCB

27. Казакова А. А. Пути решения профессиональных проблем молодого специалиста на примере опыта педагогов-наставников // Молодежь и образование XXI века : мат-лы XXI межвуз. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под ред. М. Г. Кулешина, Д. В. Пикалова (Ставрополь, 25 мая 2023 г.). Ставрополь : СГПУ, 2023. С. 449–452.

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: | Скачиваний: