Развитие логического мышления у военных медиаспециалистов для совершенствования в профессиональной деятельности
Автор(ы):
Виталий Михайлович Струговец, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры информационного обеспечения, https://orcid.org/0009-0009-2399-0493, SPIN-код РИНЦ 6817-5057, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства
обороны РФ
Россия, 123001, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14, тел.: +7 (495) 6990816, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Введение. В статье представлены результаты исследования процесса развития логического мышления у будущих специалистов органов информационного обеспечения Вооруженных Сил России. Доказана актуальность поднимаемой проблемы, которая обусловлена не только профессиональной деятельностью, но и активизацией информационного противоборства с коллективным Западом. Как педагогические инновации приводятся примеры кейсов на развитие компонентов логического мышления, решаемых во время практических занятий с будущими военными медиаспециалистами.
Материалы и методы. На основе анализа научных публикаций и личного опыта автора констатируется особая значимость наличия развитого логического мышления у медиаспециалистов как главных акторов формирования общественного мнения через средства массовой информации. В связи с чем отмечается необходимость уделять особое внимание формированию у них компетенций медиаспециалистов, обязательных для объективного анализа действий, процессов, документов и логического изложения этой информации в СМИ. В статье раскрываются дидактика и образовательные технологии развития логического мышления у будущих военных медиаспециалистов. В ходе исследования автором применялись теоретические методы познания (анализ, синтез, обобщение) и прикладные (метод табулирования и др.). Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе научного материала в контексте проблемы развития логического мышления у военных медиаспециалистов в интересах профессиональной деятельности.
Результаты исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении методики решения задач по развитию логического мышления у будущих военных медиаспециалистов, а также в возможности использования предлагаемых образовательных технологий другими преподавателями и вузами.
Ключевые слова: логическое мышление, военный журналист/медиаспециалист, профессиональная деятельность, упражнения с понятиями
Для цитирования: Струговец В. М. Развитие логического мышления у военных медиаспециалистов для совершенствования в профессиональной деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 413–425. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-413-425
DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-413-425
УДК: 378.147
Статья поступила в редакцию 22.03.2025, одобрена после рецензирования 19.08.2025, принята к публикации 20.08.2025.
Список литературы:
1. Баженова В. В. Развитие логического мышления студентов-будущих педагогов на практических занятиях по психологии посредством применения логических упражнений. Преподаватель XXI век. 2020. № 4-1. С. 84–99. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-4-84-99
2. Исакова М. М., Тлупова Р. Г., Эржибова Ф. А., Ибрагим А. С. Педагогические приемы развития логического мышления студентов вузов. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 2. С. 110–125. DOI: 10.25588/CSPU.2019.13.68.008
3. Яковлева Е. В. Проблема формирования логической культуры мышления студентов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 57. С. 69–75.
4. Мирошниченко И. Н., Бобко М. Н. Развитие логических операций мышления студентов вуза // Педагогика и психология: проблемы развития мышления : мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. Т. Н. Ищенко (Красноярск, 25 апреля 2018 г.). Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнева, 2018. С. 86–91.
5. Шаймарданова Л. К. Развитие логического мышления у студентов технического вуза: проблемы и практики. Системы компьютерной математики и их приложения. 2024. № 25 С. 362–367. EDN: ZWWTAN
6. Чередниченко И. Г. Формирование профессионального мышления у студента-журналиста // Журналистика и политика: взаимодействие и взаимовлияние : сб. трудов конф. (Архангельск, 9 апреля 2020 г.). Архангельск : САФУ, 2020. С. 234–240.
7. Романенко Н. М. Формирование критического мышления у будущих журналистов: констатирующий этап эксперимента // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109). С. 247–249.
8. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Частицы-дискурсивы в аспекте критичности мышления журналиста. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 64. С. 63–75. DOI: 10.17223/19986645/64/5
9. Степанова Г. Н., Бескоровайная С. А., Кублашвили О. В. Развитие концептуального мышления медиаспециалиста как интеллектуальной технологии принятия управленческих решений в медиабизнесе. Известия высших учебных заведений. Проблемы
полиграфии и издательского дела. 2018. № 4. С. 33–38. EDN: OIHZUK
10. Агатова О. А. Информационно-аналитическая работа в органах информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. М. : Инфра-М. 2025. 196 с.
11. Агатова О. А. Современные медиасистемы. Учебник для университетов. Москва, «Знание-М», 2025. 265с.
12. Струговец В. М. Развитие компетенций по информационному противоборству у курсантов, обучающихся по специальности «Военная журналистика». Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2025. № 1 (76). С. 198–209. DOI: 10.51944/20722516_2025_1_000
13. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по УГСН 56.05.05. «Военная журналистика» (утверждены руководителем Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации 31 мая 2021 г.) [Электронный ресурс] : сайт. Система высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. URL: https://vuz.mil.ru/
Perechen-specialnostei?ysclid=m06edt9zjk250190488 (дата обращения: 07.11.2024).
14. Петров Ю. А. Культура мышления: методологические проблемы научно-педагогической работы. М. : Изд-во МГУ, 1990. 118 с.
15. Махонин В. А. Нищета терминологии и логические основы понятийного аппарата. Научно-популярное издание. М. : Проспект, 2024. 400 с.
16. Махонин В. А. Об уточнении соотношения между понятиями «военный конфликт» и «война» // Военная мысль. 2011. № 12. С. 55–57. EDN: ORXPXH
17. Махонин В. А. О подходах к определению, классификации и пониманию причин возникновения вооруженных конфликтов // Геополитика: теория, история, практика. 2012. № 1. С. 144–148.
18. Фаткуллова Л. Н. Особенности развития логического мышления студентов будущих учителей // Образование и саморазвитие. 2010. № 2 (18). С. 186–191. EDN: PBABBL
19. Аристотель. Аналитики первая и вторая ; пер. с греч. Л. : Госполитиздат. 1952. 438 с.