Изменчивость содержательных характеристик компонентов профессиональной субъектности студентов на начальном этапе обучения в колледже

Автор(ы):

Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, AuthorID: 388103, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Кемеровский государственный

университет

Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Воронова Елена Валерьевна, педагог-психолог, https://orcid.org/0009-0007-0022-5161, AuthorID: 1038893, Сибирский колледж сервиса и технологий

Россия, 650024, Россия, г. Кемерово, ул. Космическая, 8а, тел.: +7 (3842) 289873, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «профессиональная субъектность студента». Проанализированы характеристики профессиональной субъектности студентов вуза и студентов среднего профессионального образования. Раскрыты компоненты профессиональной субъектности студентов среднего профессионального образования. Описаны содержательные характеристики компонентов профессиональной субъектности студентов колледжа. Цель исследования – выявить изменчивость содержательных характеристик компонентов профессиональной субъектности студентов на начальном этапе обучения в колледже.

Материалы и методы. Лонгитюдное исследование проводилось с 2024 по 2025 г. на базе Сибирского колледжа сервиса и технологий. Респондентами исследования стали 26 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн по (отраслям)». Диагностический инструментарий: тест СЖО Д. Крамбо и Л. Махолик (в адаптации Д. А. Леонтьева), опросник «Мотивация учебной деятельности» (в модификации Н. Ц. Бадмаевой), опросник «Шкала академической мотивации», методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), тест «Оценка уровня общительности», разработанный В. Ф. Ряховским. Результаты лонгитюдного исследования были проанализированы при помощи методов математической статистики.

Результаты исследования. Проанализирована изменчивость содержательных характеристик когнитивного, мотивационного, рефлексивно-регуляторного и коммуникативного компонентов профессиональной субъектности студентов-дизайнеров на первом и втором курсах обучения в колледже. На втором курсе обучения в колледже у студентов значительно снижаются «общий показатель СЖО» и показатель «цели в жизни», составляющие когнитивный компонент профессиональной субъектности. Мотивационный компонент выражен следующими показателями: «амотивация», «мотивы избегания», «интроецированная мотивация», «экстернальная мотивация». Показатель «локус контроль-«Я» определяет рефлексивно-регуляторный компонент профессиональной субъектности и имеет тенденцию к снижению у студентов на втором курсе обучения. У студентов-дизайнеров замечено повышение показателя «уровень коммуникации» на втором году обучения, что составляет коммуникативный компонент профессиональной субъектности студентов среднего профессионального образования.

Обсуждение и заключение. На основе полученных результатов лонгитюдного исследования у студентов была выявлена изменчивость содержательных характеристик каждого из компонентов профессиональной субъектности на начальном этапе профессионального обучения в колледже.

Ключевые слова: профессиональная субъектность, изменчивость содержательных характеристик, студент СПО, студент-дизайнер, профессиональное обучение, колледж

Для цитирования: Морозова И. С., Воронова Е. В. Изменчивость содержательных характеристик компонентов профессиональной субъектности студентов на начальном

этапе обучения в колледже // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 426–443.

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-426-443

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-426-443

УДК: 37.015.3

Статья поступила в редакцию 21.07.2025, одобрена после рецензирования 25.08.2025, принята к публикации 27.08.2025.

Список литературы:

1. Залевская А. А. Профессиональная субъектность в пространстве научного дискурса // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. № 6. С. 33–39. DOI: 10.17213/2075-2067-2022-6-33-39

2. Стахнева Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные социальные науки. 2010. № 1 (35). С. 345–349. EDN: MVXCFV

3. Мухаметзянова Ф. Г. Категория субъектности в психологии и педагогике // Казанский педагогический журнал. 2005. № 5 (42). С. 16–22. EDN: OKGDIN

4. Гусева И. А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. Кострома, 2006. 26 с.

5. Гвоздева А. В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01; 13.00.02. Курск, 2009. 52 с.

6. Еремеева О. А. Развитие субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Казань, 2008. 24 с.

7. Медведева Е. В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза // Высшее образование в Росиии. 2013. № 1. С. 82–88. EDN: POOEUR

8. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. № 4. С. 8–13.

9. Березин А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ставрополь, 2002. 21 с.

10. Исаева Н. Е. Концептуальная модель становления профессиональной субъектности будущих психологов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. Вып. № 4 (28). С. 149–153. EDN: KBXRFD

11. Краснощеченко И. П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. … д-ра психол. наук:

19.00.13. М., 2012. 46 с.

12. Миронов Г. А. Формирование профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2010. 25 с.

13. Бакирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 10 (октябрь). С. 45-54. URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm (дата обращения: 23.06.2025).

14. Волкова Е. Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1992. 22 с.

15. Серегина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1999. 154 с.

16. Серёжникова Р. К. Становление субъектности будущего педагога в образовательном пространстве университета // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2 (17). С. 86–95.

17. Андреева И. Г. Психолого-акмеологическая модель развития профессиональной субъектности будущих юристов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Тамбов.

2012. 25 с. 18. Бабич О. М. Формирование учебно-профессиональной субъектности будущих офицеров-воспитателей в процессе обучения в военном вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Курск, 2012. 23 с.

19. Дьячков А. А., Шабанов Л. В. Особенности содержания профессиональной субъектности будущего офицера войск национальной гвардии России // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 6. С. 168–187. DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-6-168-187

20. Скворцов И. М. Сущность и структура профессиональной субъектности будущих офицеров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 779–789. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25419570&ysclid=mfqg05l44s541015884 (дата обращения: 24.05.2025). DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-63

21. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооружённых сил Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра психол. наук :19.00.03. М., 2007. 43 с.

22. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Профессиональная субъектность как продукт высшего образования и подходы к оценке профессиональной субъектности выпускника вуза // Инновации в образовании. 2018. № 11. С. 105–114. EDN: YMMDFJ

23. Исаков М. В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2008. 28 с.

24. Недосека Л. А. Развитие субъектности студентов в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Ростов н/Д. 2005. 20 с.

25. Ольховская Т. А., Хабарова Т. С. Модель становления субъектности студента медицинского вуза // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-22. С. 5003–5007. EDN: TWTAIV

26. Тумшайс О. С. Субъектность в системе психологических условий личностно-профессионального развития студентов вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2006. 23 с.

27. Хабарова Т. С. Субъектность как аксиологический фактор личностно-профессионального развития студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 157–159. EDN: SZVJER

28. Яроцкая А. С. Динамика развития субъектности студентов и учебных групп на различных этапах обучения в вузе // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 93–109. doi:10.17759/sps.2018090207

29. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26

30. Величко Е. В., Минюрова С. А. Субъектность как системообразующий фактор и ресурс профессиональной компетентности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 17–21.

31. Акимов И. Б., Капцов А. В., Панов В. И., Ивкина И. А. Эмпирическое сравнение становления субъектности студентов среднего профессионального образования в академических и практических условиях их обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. Вып. 4 (44). С. 294–305. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-294-305

32. Колесникова Е. И. Структура стадий становления субъектности студентов вуза // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития : мат-лы 9 Рос. конф. по эколог. психол. (Москва, 17 –18 марта 2020 г.). Курск : Университетская книга, 2020. С. 517–521.

33. Капцов А. В., Акимов И. Б., Некрасова Е. В. Внутренняя структура способов выполнения учебных действий и стадий становления субъектности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. Вып. 4 (40). С. 284–294. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-284-294

34. Панов В. И., Капцов А. В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 91–103. DOI: 10.17759/pse.2021260408

35. Трофимова Н. С. Развитие субъектности личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа к новым условиям обучения: автореф. … дис. канд. психол. наук : 19.00.07. Екатеринбург, 2015. 24 с.

36. Капцов А. В., Колесникова Е. И., Панов В. И., Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2021. № 1 (29). С. 77–91. EDN: NHVUJC

37. Бережковская Е. Л., Кравцов Л. Г. Социально-психологическая адаптация и уровень субъектного контроля у студентов, получающих средне профессиональное и

высшее образование // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 1 (1). С. 36–50. EDN: DVEREM

38. Старостина Н. Н. Амплификация профессиональной субъектности будущих лингвистов посредством технологии развития критического мышления: автореф. … дис. канд. пед. наук : 13.00.08. Ульяновск, 2021. 30 с.

39. Ведута О. В. Становление учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 62–66. EDN: SNHBEB

40. Кожевникова О. В., Шрейбер Т. В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского

университета. Сер. : Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. С. 381–395. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-381-395

41. Валиуллина Е. В. Коммуникативные способности студентов младших курсов медицинского университета // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 1 (21). C. 32–37. EDN: DSGXLJ

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 0 | Скачиваний: 3