Проектирование индивидуальных планов работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения

Автор(ы):

Афанасьева Раиса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Меньшикова Татьяна Андреевна, заведующий, детский сад компенсирующего вида № 72 для детей с нарушениями зрения

665708, Россия, Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Подбельского, 23 А, тел.: +7(3953)459472, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Проблема организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания в отношении удовлетворения их специальных образовательных потребностей, обеспечения качественного образования, его преемственности и обусловлена необходимостью обновления содержания коррекционно-педагогической работы путём индивидуализации обучения. Цель исследования – выявить степень готовности дошкольников с нарушениями зрения к школе и разработать индивидуальные планы работы учителя-дефектолога по устранению недостатков школьно-значимых функций.

Материалы и методы. В качестве материалов исследования были использованы показатели школьной готовности детей с нарушениями зрения. На основании чего были определены пути их совершенствования в индивидуальной работе. В исследовании были применены следующие методы и методики: метод теоретического анализа; эмпирические методы: экспериментально-психологическое обследование; метод педагогического эксперимента, метод педагогического анализа. Для оценки сформированности школьно-значимых функций, а также для организации процедуры обследования, определения коррекционно-педагогической работы нами за основу были взяты методики диагностического обследования дошкольников Н. Е. Вераксы, А. Л. Лурия, Е. Н. Подколзиной, Д. Б. Эльконина. Обследование проводилось по пяти основным направлениям готовности к школьному обучению у детей с нарушениями зрения. Методика диагностического обследования дошкольников с нарушениями зрения позволила не только провести их тифлопедагогическое обследование, определить конкретное содержание и направление коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога (тифлопедагога), но и провести её индивидуальное перспективное планирование. Результаты исследования. Проведена чёткая дифференциация дошкольников с нарушениями зрения по показателям готовности к школе. Даны научно-методические

рекомендации по разработке индивидуальных планов работы учителя-дефектолога на этапе подготовки к школе данной категории детей.

Заключение. Полученные научно-методические разработки внедряются в работу детского сада компенсирующего вида № 72 для детей с нарушениями зрения г. Братска. В перспективе планируется опубликование методических рекомендаций по материалам исследования.

Ключевые слова: дошкольники с нарушениями зрения, индивидуальный подход, подготовка к школе, индивидуальные планы работы, организация образовательного процесса.

Для цитирования: Афанасьева Р. А., Меньшикова Т. А. Проектирование индивидуальных планов работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 374–385. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-374-385

УДК: 376.3

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-374-385

Дата поступления в редакцию: 14.11.2018

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. [и др.] : Питер, 2008. 398 с.

2. Венгер Л. А., Агаева Е. Л., Венгер Н. Б. [и др.] Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. М. : Педагогика, 1986. 224 с.

3. Земцова М. И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения : сб. статей / под ред. М. И. Земцовой М. : Просвещение, 1978. С. 7–24.

4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 1991. 152 с.

5. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения : метод. пособие. М. : Обруч, 2014. 71 с.

6. Солнцева Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 4. С. 9–15.

7. Danene K. Fast Including Children with Visual Impairments in the Early Childhood Classroom [Electronic resource] // IntechOpen. 2018. Vol. 1. URL: https://www.intechopen. com/search?term=Danene%20K.%20Fast%20Including%20Children%20with%20 Visual%20Impairments%20in%20the%20Early%20Childhood%20Classroom%20. DOI: 10.5772/intechopen.80928. (mode of access: 28.05.2019).

8. Alonso L. Moor P., Raynor S. Children with Visual Handicaps. Mainstreaming Preschoolers. – Department of Health, Education and Welfare Publication No. 78-31113. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1978. 345 p.

9. Chen Deborah,, June E. Downing Tactile Strategies for Children Who Have Visual Impairments and Multiple Disabilities: Promoting Communication and Learning Skills. USA: AFB Press, 2006. 210 p.

Скачать статью в формате pdf