Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом

Автор(ы):

Демина Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования, ORCID: https://orcid.org/0000- 0003-1579-7131, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

302026, Россия, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95, тел.: +7(4862)751318, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. В статье автор предпринимает попытку осмыслить проблему устной коммуникации лиц с нарушениями слуха, основываясь на изучении этого вопроса в разных научных областях. Также в статье описываются теоретические основы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом, перечисляются основные особенности устной коммуникации глухих и слабослышащих учащихся, даётся характеристика форм и методов развития диалогической речи у этой категории детей в урочное время.

Материалы и методы. Использованы теоретические методы изучения и анализа научно-методической литературы.

Результаты исследования. Статья носит обзорно-аналитический характер и содержит выводы и умозаключения, основанные на анализе существующих в современной научной теории концепций и взглядов на проблему формирования диалогической речи детей с нарушенным слухом.

Заключение. Материалы статьи могут быть полезны студентам и магистрантам, обучающимся по дефектологическим направлениям подготовки; аспирантам, приступающим к исследованию проблем речевого развития детей в норме и патологии; педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения слуха и речи; родителям, заинтересованным проблемами речевого развития своих детей.

Ключевые слова: теоретические основы, диалогическая речь, устная коммуникация, дети с нарушенным слухом.

Для цитирования: Демина А. В. Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 386–395. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-386-395

УДК: 376.353

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-386-395

Дата поступления в редакцию: 17.01.2019

Список литературы:

1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие. М. : Академия, 2001. 192 с.

2. Богданова Т. Г., Ярошевич Н. О. Проблемы социализации глухого подростка // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: межвузовский сб. науч. трудов. М. : Альфа, 2000. Вып. I. С. 23–28.

3. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М. : Советский спорт, 2004. 304 с.

4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб. : Лань, 2003 654 с.

5. Демина А. В. Диалог как полисодержательный феномен (лингвистический и психолого-педагогический аспекты) // Научные записки ОрелГИЭТ // 2016. Вып. 5 (17). С. 102–108.

6. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I–VI классы 2-го отделения). М. : Педагогика, 1976. 240 с.

7. Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 360 с.

8. Зыкова М. А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М., 2000.

15 с.

9. Зыкова М. А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. 2001. № 3. С. 35–43.

10. Зыкова Т. С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения // Дефектология. 1988. № 5. С. 43–49.

11. Зыкова Т. С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: учеб. пособие. М. : Академия, 2002. 176 с.

12. Книга для учителя школы слабослышащих. Обучение русскому языку, чтению, произношению / под ред. К. Г. Коровина. М. : Просвещение, 1995. 160 с.

13. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. М. : ОНИКС 21 век, 2005. 223 с.

14. Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03. М., 1973. 212 с.

15. Крысанов П. А. Психолого-педагогические условия социализации лиц с нарушениями слуха // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Вып. II. М., 2001. 88 с.

16. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России : автореф, дис. … д-ра. пед. наук : 13.00.01, 13.00.03. М, 1996.

81 с.

17. Марциновская Е. Н. Основы предметно-практического обучения глухих детей. М. : Педагогика, 1985. 177 с.

18. Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. М. : НПЦ «Коррекция», 1992. 164 с.

19. Нестерович Т. В. Технологии изучения уровня речевого развития учащихся старших классов с нарушениями слуха // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 16–17 апреля. 2012 г. Череповец : ЧГУ. С. 169–171.

20. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: https://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 15.05.2019).

21. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М. : АСТ, СПб. : Дельта, 1997. 464 с.

22. Погребенный А. С. Исследование форм и средств совершенствования коммуникативной практики учащихся : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1982. 222 с.

23. Реут М. Н. Особенности социализации неслышащей молодёжи : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.04. М., 2000. 20 с.

24. Собкин В. С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. М. : ЦСО РАО, 1997. 94 с.

25. Туджанова К. И. Дидактика коррекционных учреждений I и II вида: теоретический курс : учеб. пособие. М. : Прометей, 2004. 204 с.

Скачать статью в формате pdf