Педагогическая помощь ребёнку раннего возраста с нейротравмой: серия игр, направленных на восстановление продуктивного взаимодействия со взрослым

Автор(ы):

Камелькова Алена Игоревна, магистрант, ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-0767-7826, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. ,1 тел.: +7(499)2450310 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Колдышева Полина Павловна, магистрант, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8983-907X, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7(499)2450310, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мартышевская Дарья Михайловна, магистрант, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-1236-005X, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7(499)2450310, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тарновская Полина Алексеевна, магистрант, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-4633-6015, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7(499)2450310, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена актуальным вопросам реабилитации детей с нейротравмой (в условиях стационара) педагогическими средствами. Целью исследования стала разработка серии педагогических занятий, направленных на восстановление у ребёнка после нейротравмы способов взаимодействия со взрослыми. Представлена динамика восстановления социальных умений у ребёнка с тяжёлой черепно-мозговой травмой, раскрыто содержание коррекционной работы, включающей в себя серию игр на взаимодействие.

Материалы и методы. Описан клинический случай: ребёнок, мальчик Д., 2,7 г., поступивший на лечение в стационар с закрытой черепно-мозговой травмой, тяжёлым ушибом головного мозга. Использованы следующие методы: педагогическое обследование, диагностическое обучение, наблюдение.

Результаты исследования. Разработана серия педагогических занятий для восстановления у ребёнка с тяжёлой черепно-мозговой травмой умений взаимодействовать со взрослым. По результатам педагогического обследования у ребёнка Д. отмечалась положительная динамика восстановления.

Заключение. Данная проблематика может получить развитие через разработку новых методов коррекционно-педагогической помощи детям с нейротравмой на раннем этапе. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы в практической̆ деятельности педагогов-дефектологов, работающих с детьми, перенёсшими тяжёлую черепно-мозговую травму.

Ключевые слова: ранний возраст, нейротравма, социальный контакт, взаимодействие, черепно-мозговая травма, реабилитация, коррекционная помощь, ребёнок с нейротравмой, ребёнок с черепно-мозговой травмой.

Для цитирования: Камелькова А. И., Колдышева П. П., Мартышевская Д. М., Тарновская П. А. Педагогическая помощь ребёнку раннего возраста с нейротравмой: серия игр, направленных на восстановление продуктивного взаимодействия со взрослым // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 598–614. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-598-614

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-598-614

УДК: 376.1

Дата поступления в редакцию: 27.03.2019

Список литературы:

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста ; 2-е изд., испр. и доп. М. : Медицина, 1972. 264 с.

2. Браткова М. В., Закрепина А. В. Экспериментальное исследование типологических особенностей психической активности детей после травмы // Психология обучения. 2017. № 9. С. 15–27.

3. Браткова М. В. Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2008. № 12. URL: https://alldef.ru/ru/ articles/almanah-12/ (дата обращения: 12.08.2018).

4. Валиуллина С. А. Черепно-мозговая травма у детей: социально-эпидемиологические особенности и качество жизни [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики 2016. № 25 (дата обращения: 23.06.2019).

5. Валиуллина С. А., Сиднева Ю. Г., Закрепина А. В., Фуфаева Е. В., Тютюкина А. И., Быкова В. И., Боттаева Ж. С., Аркатова Е. А., Борисова Н. В., Браткова М. В. Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Ч. 1 / сниженный уровень сознания – вегетативный статус, минимальное сознание / под ред. С. А. Валиуллиной. М. : ПАРАДИГМА, 2018. 48 с.

6. Волков Е. В. Роль сосудистых и иммунологических нарушений в формировании травматической болезни головного мозга с сочетанной челюстно-лицевой травмой у детей : дис. … канд. мед. наук : 14.01.11. М., 2015. 146 с.

7. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов. М. : ВЛАДОС, 2010. 301 с.

8. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 17–25.

9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. С. Л. Новоселовой ; 3-е изд., испр. М. : Просвещение, 1977. 176 с.

10. Закрепина А. В. Коррекционное обучение детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (в условиях стационарной реабилитации) : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03. М. : 2014. 184 с.

11. Закрепина, А. В., Браткова М. В., Мамонтова Н. А. Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой / Правообладатель: ГБУЗ г. Москвы. Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения города Москвы. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2681712. Дата регистрации в Реестре баз данных : 12.03.2019. Номер заявки : 201713849.

12. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : метод. пособие для родителей и пед. дошк. учреждений / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной ; 2-е изд. М. : Экзамен, 2006 158 c.

13. Каримов Р. Х., Исмагилов Д. О. Распространенность нейротравм и их последствий в Республике Татарстан // Вестник современной клинической медицины 2013. № 5. С. 108–114.

14. Лазуренко С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. М. : Логомаг, 2015. 284 c.

15. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М. : Просвещение, 1992. 95 с.

16. Мухина В. С. Детская психология. М. : Просвещение, 2012. 272 с.

17. Нейротравматология. Справочник. / под ред. А. Н. Коновалова, Л. Б. Лихтермана, А. А. Потапова. Ростов н/Д : Феникс. 1999. 576 с.

18. Петухова Н. М., Кучук И. В. Нейротравмы у новорожденных // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. 2010. № 1. С. 53–54.

19. Сороковиков В. А., Бывальцев В. А., Калинин А. А., Панасенков С. Ю., Егоров А. В. Современные подходы к лечению пациентов с позвоночно-спинальной травмой [Электронный ресурс] // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН 2011. № 1 (77). Ч. 2. С. 272–274. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-lecheniyu-patsientov-spozvonochno-spinalnoy-travmoy/viewerhttps://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/ (дата обращения: 12.08.2018).

20. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М. : Академия, 2014. 272 с.

21. Фуфаева Е. В., Быкова В. И., Закрепина А. В., Боттаева Ж. С., Валиуллина С. А., Семенова Ж. Б. Психолого-педагогическая реабилитация на ранних этапах восстановления детей после тяжелой черепно-мозговой травмы (организационные аспекты) // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2014. № 4. С.  65–77.

22. Щедренок В. В., Гуманенко Е. К., Кирьянова В. В., Жарова Е. Н., Симонова И. А., Потемкина Е. Г., Зуев И. В., Могучая О. В. Принципы ранней хирургической реабилитации нейротравмы // Вестник хирургии имени И. И. Грекова. 2013. Т. 172. № 5. С. 51–55.

23. Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М. : Академия, 2007. 384 с.

24. Standards for Surveillance of Neurotrauma / Editors: D. J. Thurman, J. F. Kraus, C. J. Romer. Geneva: WHO Safety Promotion and Injury Control Division of Emergency and Humanitarian Action. 1995. 41 p.

25. Zakrepina A., Strebeleva E. Mental Activity in Preschool Children with Severe Craniocerebral Trauma // Acta Neuropsychologica. 2018; 16(1):69–81. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.5604/01.3001.0011.7066.

 

Скачать статью в формате pdf