Методология проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста

Автор(ы):

Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/ 0000-00017363-9102, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)240481, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яблонцева Надежда Юрьевна, заведующий сектором дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/0000-00015056-5753, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бабитинская Ольга Николаевна, старший методист сектора дошкольного образования, ORCID https://orcid.org/0000-00031264-1465, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказчья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема определения методологических ориентиров модернизационных процессов в системе дошкольного образования. Целью статьи является представление проблемного анализа методологии проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста в современном детском саду, а также обоснование актуальности конструктивного и социоконструктивного методологических подходов к педагогическому проектированию организованной образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования.

Материалы и методы. Посредством комплекса методов эмпирического и теоретического поиска, а также метода моделирования обоснованы проблемные области в педагогическом проектировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, раскрыты современные подходы к определению методологии образовательной деятельности, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Результаты. В процессе анализа теоретико-методологических позиций в области образования детей дошкольного возраста был сделан вывод о том, что современный методологический аппарат дошкольной педагогики не в полной мере отвечает практическим задачам в области педагогического проектирования организованной образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования. В связи с этим предлагается педагогическая модель проектирования образовательной деятельности педагога с детьми на основе конструктивного и социоконструктивного методологического подходов.

Заключение. Практическая значимость исследования состоит в его направленности на повышение профессиональной методологической культуры педагогов дошкольного образования. Ключевой идеей работы является необходимость внедрения педагогической модели образовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе конструктивного и социоконструктивного методологических подходов в практику методического сопровождения воспитателей организаций дошкольного образования.

Ключевые слова: методология, целостный образовательный процесс, конструктивный подход к образованию детей, социоконструктивный подход, педагогическое проектирование, образовательная деятельность педагога с детьми дошкольного возраста.

Для цитирования: Зайцева О. Ю., Яблонцева Н. Ю., Бабитинская О. Н. Методология проектирования образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 101–112. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-101-112

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-101-112

УДК: 372.3.03

Дата поступления в редакцию: 06.03.2020

 

Список литературы:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т.; 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969–1978.

2. Бондаревская Е. В. Опыт разработки гуманитарной методологии исследования и модернизации целостного образовательного процесса в педагогическом вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (75). С. 4–8.

3. Доронова Т. Н., Дронов С. Г. Оценка результативности образовательной деятельности в сфере дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2018. № 3. С. 18–31.

4. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуева Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С. Ф. Егорова. М. : Академия, 2001. 320 с.

5. Жамантаева К. К., Оспанова Б. Д. Содержание конструктивного подхода обучения на современном этапе // SCIENCE TIME. 2016. № 1(25). C. 161–163.

6. Лызь Н. А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. 2017. № 6. С. 3–11.

7. Малкова И. Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Серия : Педагогика. 2007. Вып. 7 (70). С. 11–13.

8. Новиков А. М. Методология образования. М. : Эгвес, 2006. 488 с.

9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой; 6-е изд., доп. М. : Мозаика-синтез, 2020. 368 с.

10. Погодаева М. В. Методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства // Вестник ТГПУ. 2013. № 13 (141). С. 66–70.

11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М. : Сфера, 2017. 96 с.

12. ПРОдетей: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98kompleksniye-programmy/482-programma-prodetej#poyasnitelnaya-zapiska.pdf (дата обращения: 26.02.2020).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М. : Сфера, 2016. 96 с.

14. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

15. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы ; пер. с англ. // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 84.

16. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие; 2-е изд., перераб. М. : Высш. шк., 2007. 639 с.

 

Скачать статью в формате pdf