Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы

Автор(ы):

Содномов Сономбал Цыденович, доктор педагогических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, ORCID https://orcid.org/0000-00029276-0925, Бурятский республиканский институт образовательной политики

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 30, тел.: +7(3012)216113, e-mail: sodnomov65@mail.ru

Аннотация. Во введении к статье рассматриваются возможности концептуально-семантической системы бурятской родной культуры в литературном развитии младших школьников на бурятском языке.

Материалы и методы. В целях литературного развития младших школьников на бурятском языке автор предлагает опираться на культурологическое осмысление истоков традиционной культуры бурят. Анализ трудов учёных – этнографов и культурологов, характеризующих обряды жизненного цикла в бурятской традиционной культуре, работ, направленных на изучение бурятской традиционной одежды и частично телесности, по мнению автора, станет своеобразным основанием для отбора содержания концептосферы бурятской культуры. По мнению автора, знания, усвоенные в процессе чтения художественных текстов на уроках литературного чтения на бурятском языке, пропущенные через эмоциональный опыт, станут своеобразным разрешением проблемы изучения и сохранения основ традиционной культуры, введения школьника в пространство родной бурятской культуры. Именно в процессе постижения бурятской концептосферы у младших школьников формируется читательское умение выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в художественном произведении для детей младшего школьного возраста на бурятском языке.

Результаты исследования. Осуществлён отбор содержания литературного развития младших школьников на бурятском языке, который произвели в соответствии с отражением концептосферы в художественных произведениях. Содержание литературного развития на бурятском языке представлено областями: «Предметный мир», «Природа», «Внутренний мир личности», «Социально-нормативные отношения», представленные основными концептами, которые показаны на рисунке 1 и в таблице. Отобранное содержание позволяет младшим школьникам усваивать концептосферы бурятского народа и обусловливает формирование специального умения – выявить и охарактеризовать культурные концепты бурятского народа в процессе анализа художественного произведения.

Заключение. По мнению автора, отобранное содержание станет необходимым условием для реализации этнокультурного компонента и является условием изучения и сохранения основ традиционной культуры. Читательские умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно воспринимать литературу разных жанров на бурятском языке и получать от этого эстетическое удовольствие. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования.

Ключевые слова: бурятский язык, младший школьник, бурятская концептосфера, художественное произведение на бурятском языке, чтение на бурятском языке, формирование читательских умений.

Для цитирования: Содномов С. Ц. Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе постижения родной концептосферы // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 133.–145. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-133-145

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-133-145

УДК: 821.161.1+372.41

Дата поступления в редакцию: 30.10.2019

 

Список литературы:

1. Абаева Л. Л. Традиционные обряды предбайкальских родов селенгинских бурят // Традиционная культура народов Центральной Азии (материалы и исследования). Новосибирск, 1986. С. 112–131.

2. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ : Центр сохранения и развития культур, 2004. 226 с.

3. Батоева Д. Б., Галданова Г. Р., Николаева Д. А., Скрынникова Т. Д. Обряды в традиционной культуре бурят. М. : Восточная литература, 2002. 224 с.

4. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят, вторая половина XIX – начало XX века. УланУдэ : Бурят. кн. изд-во, 1991. 193 с.

5. Воюшина М. П.  Формирование умения анализировать художественное произведение  как средство литературного развития младших школьников. СПб., 1989. 20 с.

6. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб. : Сударыня, 2007. 320 с.

7. Герасимова К. М. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ : Бэлиг, 2000. 144 с.

8. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск : Наука, 1987. 116 с.

9. Жуковская Н. Л. Заметки о монгольской антропонимии // Ономастика Востока. М. : Наука, 1980. С. 13–19.

10. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Информационно-методическое письмо о программе курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Начальная школа. 1997. № 87. С. 59–63.

11. Николаева Д. А. Семантика женских украшений восточных бурят // Этнические процессы и традиционная культура. Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2005, C. 223–205.

12. Скрынникова Т. Д. Два варианта картины мира в традиционной культуре бурят // Культура народов Сибири: мат-лы Третьих Сибирских чтений. СПб. : 1997. С. 139–148.

13. Санжеева Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: проблемы исследования. Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2002. 113 с.

14. Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. УланУдэ : Изд-во БГУ, 2004. 92 с.

15. Содномов С. Ц. Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02. Улан-Удэ, 2012. 374 с.

16. Содномов С. Ц. Литературное развитие младшего школьника средствами фольклора. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2018. 178 с.

17. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.04.2019).

 

Скачать статью в формате pdf