Пути совершенствования методики преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт»

Автор(ы):

Филиппова Юлия Семеновна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физического воспитания, ORCID https://orcid.org/ 00000001-6783-2811, Новосибирский государственный педагогически университет

630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, тел.+7(383)2440535, e-mail: fi Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Колосова Татьяна Игоревна, доцент кафедры физического воспитания, ORCID https://orcid.org/ 00000002-5204-4393, Новосибирский государственный педагогически университет

630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, тел.: +7(383)2440535, e-mail: fi Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кониболоцкая Елена Игоревна, доцент кафедры физического воспитания, ORCID https://orcid.org/ 00000003-1455-0719, Новосибирский государственный педагогически университет

630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, тел.+7(383)2440535, e-mail: fi Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Для того чтобы преодолеть противоречия между высоким уровнем разработки научных знаний о физической культуре и отражением их в содержании учебной дисциплины «Физическая культура и спорт», необходимы новые подходы к методике преподавания и контролю полученных знаний. Новизна предлагаемой методики обучения заключается в оригинальной и сжатой форме представления изучаемых материалов и ориентацией на самостоятельные занятия различными видами физической культуры, включая адаптивную физическую культуру, на протяжении всей жизни. Цель написания статьи – оценка эффективности экспериментальной методики преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт».

Материалы и методы. В период с 2012 по 2019 год было проанализировано 530 карт самообследования студентов Новосибирского государственного педагогического университета после изучения дисциплины по традиционной и экспериментальной методике преподавания.

Результаты исследования. После обучения по предложенной методике количество студентов, желающих обратиться за помощью к специалистам в области физической культуры для грамотного составления программы оздоровления с помощью физических упражнений, значительно увеличилось.

Заключение. За 10 часов работы с преподавателем обучающиеся получают глубокие знания по предмету и имеют возможность изменить своё отношение к области научных знаний «Физическая культура и спорт» и к своему здоровью. Изучение данной дисциплины с использованием методов опосредованной наглядности, индивидуализация планирования самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, а также сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателя – в этом мы видим основные пути совершенствования методики преподавания предмета «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: физическая культура, спорт, самообследование студента, диагностика состояние здоровья, физическая подготовленность.

Для цитирования: Филиппова Ю. С., Колосова Т. И., Кониболоцкая Е. И. Пути совершенствования методики преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 197–215.  DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-197-215

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-197-215

УДК: 796 +371.32

Дата поступления в редакцию: 09.12.2019

 

Список литературы:

1. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2010. 100 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22932857 (дата обращения: 12.05.2019).

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 447 с.

3. Бернштейн А. Н. О построении движений. М. : Книга по Требованию, 2012. 253 с.

4. Бороненко Т. А. Кайсина А. В., Федотова В. С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. № 1. С. 227–243.

5. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / сост. Н. В. Паршикова, В. В. Бабкин, П. А. Виноградов, В. А. Уваров. М. : Спорт, 2016. 208 с.

6. Дружилов С. А. Пилим сук, на котором сидим. Проблемы сегодняшнего заочного ВПО [Электронный ресурс] // Alma Mater. Вестник высшей школы 2012. № 8. С. 9–13. URL: http:// www.almavest.ru/ru/favorite/2012/12/25/352/ (дата обращения: 22.05.2019).

7. Карпов В. Ю., Лапина Н. М., Бакулина Е. Д. Формирование компетентности специалиста на основе инновационных подходов к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 121–126.

8. Куприянов Г. В., Новикова И. И. Экономика сферы физической культуры и спорта в концепции государственного управления [Электронный ресурс] // Современная наука: тенденции развития : мат-лы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. Кишинев, 19 сентября 2017 г. / под общ. ред. А. И. Вострецова. 2017. С. 44–47. URL: http://science-peace.ru/fi les/ SNTR-2017.pdf (дата обращения: 21.05.2019).

9. Лапина Н. М. Становление и развитие учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Самара, 2005. 191 с.

10. Лубышева Л. И. Новые реалии современного олимпийского спорта: кризис или перезагрузка ценностей? [Электронный ресурс] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 7 С. 93. URL: http://www.teoriya.ru/ru/node/8531 (дата обращения: 23.04.2019).

11. Лукьяненко В. П. Общее физкультурное образование: сущность и главное предназначение [Электронный ресурс] // Проблемы физкультурного образования: концептуальные основы и научные инновации: сб: V междунар. конгресса / ред. Д. В. Сышко. Крым. 28 – 30 мая 2018 г. Саки, 2018. Вып. 5. С. 249–253. URL: https://resources.mgpu.ru/docfulldescription. php?docid=472305 (дата обращения: 14.07.2019).

12. Милюков В. Е., Жарикова Т. С. Критерии формирования возрастных групп пациентов в медицинских исследованиях // Клиническая медицина 2015; 93(11) С. 5–11.

13. Никитина И. В., Крючков А. Г. Влияние занятий спортом и физической культурой на состояние здоровья и физическую подготовленность студентов [Электронный ресурс] // Наука-2020. 2018. № 202(18) С. 150–155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniezanyatiy-sportom-i-fi zicheskoy-kulturoy-na-sostoyanie-zdorovya-i-fi zicheskuyu-podgotovlennoststudentov/viewer (дата обращения: 22.082019).

14. Померанцев Ю. Л. Интегральная методика преподавания учебной дисциплины «физическая культура» в школьном образовании выпускных классов [Электронный ресурс] // Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Брянск. 2016. С. 149–154. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26276394_96880929.pdf (дата обращения: 16.02.2019).

15. Розина Н. П., Пятилетова О. В. Современные методики преподавания физической культуры: зависимость эффективности занятий от концепта телесного [Электронный ресурс] // Современная педагогика. 2017. № 8 (57) С. 3–5. URL: http://pedagogika.snauka. ru/2017/08/7323 (дата обращения: 23.04.2019).

16. Скворцова С. О. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения // Актуальные задачи педагогики : сб. мат-лов V междунар. науч. конф. Чита, 2014. С. 224–226.

17. Соколов А. Б. Концепт «тело» в современных исторических исследованиях // Ярославский педагогический вестник 2009. № 3(60) С. 202–207.

18. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. М. : Гардарики, 2000. 448 с.

19. Физическая культура: уч. метод. пособие / Ю. С. Филиппова. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2019. 201 с.

20. Филиппова Ю. С. Учебно-методическое руководство по аэробике [Электронный ресурс]. Новосибирск : Параллель, 1999. 180 с, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35063297 (дата обращения: 23.04.2019).

21. Храмов В. В., Костюченко В. Ф., Чистяков В. А. Врублевский Е. П. Организационные и психолого-педагогические аспекты внедрения компьютерных средств обучения в методику преподавания физической культуры // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 121–126.

22. Хрущ О. И. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности [Электронный ресурс] // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых учёных. 2017. № 3. С. 145–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29369085 (дата обращения: 15.05.2019).

23. Шакина Н. А. Самостоятельная работа как фактор совершенствования творческого потенциала студентов в процессе формирования компетенций пропаганды физической культуры и спорта среди населения [Электронный ресурс] // Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования / под. общ. ред. С. Г. Куртева : Мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. Омск. 2016. С. 317–319. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26905495 (дата обращения: 21.02.2020).

24. Luca Eid, Nicola Lovecchio, Marco Bussetti. Physical and Sport Education in Italy // Journal of Physical Education & Health. 2012. Vol. 1(2). Pp. 37–41.

25. Papaioannou A. G. Teaching a holistic, harmonious and internal motivational concept of excellence to promote Olympic ideals, health and well-being for all // Journal of Teaching in Physical Education. Vol. 36. No 3. July 2017. Pp. 353–368.

26. Richard Tinning. The idea of physical education: a memetic perspective // Physical Education and Sport Pedagogy. 2012. Vol. 17. Is. 2. Pp. 115–126. DOI: https://doi.org/10.1080/17408989.201 1.582488.

27. Thompson W. R. Worldwide survey of fi tness trends for 2018: The CREP Edition. ACSM’s Health & Fitness Journal. 2017. 21 (6) : 10–9. DOI: http://dx.doi.org/10.1249/ FIT.0000000000000341.

Скачать статью в формате pdf