Учёт социокультурных различий при организации учебного процесса для китайских студентов

Автор(ы):

Ирина Владимировна Бойко, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и методики, ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8842-4881, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: iv.boj@mail.ru

Цайин Гао, магистр, преподаватель кафедры иностранных языков и лингвистики, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3656-4372, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: gaolena@ro.ru

Аннотация. В статье говорится о необходимости учёта социокультурных особенностей китайцев при планировании стратегии организации учебного процесса в условиях инокультурной – российской среды. Китайский уклад жизни строго регламентирован и до сих пор обусловлен философскими догматами мыслителя Конфуция, несущими в себе основные морально-нравственные критерии и определяющими национальный менталитет. Это, прежде всего, признание руководящей роли государства (государственных органов) и, как следствие, иерархичной структуры социума, безоговорочного подчинения младших старшим; уважительное отношение к образованным и культурным людям как к достойным членам общества; приверженность правилам и ритуалам в организации повседневной жизни; соблюдение норм поведения в общении с согражданами, старшими, младшими и др. Учёт этих особенностей позволит грамотно спланировать стратегию образовательного процесса и облегчит китайским гражданам адаптацию в инокультурной (российской) среде.

Ключевые слова: национальные социокультурные особенности, идентичность, менталитет, адаптация, инокультурная среда.

Для цитирования: Бойко И. В., Гао Ц. Учёт социокультурных различий при организации учебного процесса для китайских студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 536–544. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-536-544

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-536-544

УДК 376.68

Дата поступления в редакцию: 30.05.2020

Список литературы:

1. Афонасенко Е. Особенности этнического самосознания современных китайцев // Развитие личности. 2004. № 1. С.  31–143.

2. Буров В. Г. Китай и китайцы глазами российского учёного. М. : Изд-во Института философии РАН. 2000. 206 с.

3. Ван Цюн. Влияние социокультурных особенностей Китая и России на российско-китайские отношения : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04. М., 2007. 179 с.

4. Маслов А. А. Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения. М. : РИПОЛ классик. 2010. 288 с.

5. Чеснокова Н. В. Этнокультурные аспекты адаптации китайских студентов в России // Ойкумена. 2012. № 1. С. 80–86.

6. Feng jie yu. Dang dai daxuesheng duli yishi yanjiu xi’an jianzhukeji daxue. Xi’an. 2013. [Diànzǐ zīyuán] // www.cnri.com.cn (Shēnqǐng rìqí: 07.07.2019).

7. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации: учебное пособие. М. : АСТ : Астрель : Хранитель. 2007. 286 с.

8. Конфуций: биография, цитаты, афоризмы. М. : Э. 2016. 288 с.

9. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. 2005. № 1. С. 96–99.

 

Скачать статью в формате PDF