От комментированного чтения к чтению с комментарием: новая парадигма развития методического приёма (статья третья)

Автор(ы):

Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, ORCID https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1812462, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Во введении к статье автор ставит исследовательский вопрос: зачем к классическому тексту нужен ещё один комментарий, если адресат комментария – читатель-школьник. Этот вопрос становится отправной точкой в рассуждениях о том, как сегодня используется в школьной практике комментирование текста, какие новые типы комментариев «приходят» на школьный урок.

Методы и организация исследования. В процессе поиска ответа на поставленный вопрос автор, используя методы сравнительно-сопоставительного анализа источников, выясняет отличие приёма комментированного чтения от чтения с комментариями и фиксирует их принципиальную разницу.

Основной текст статьи содержит описание результатов исследования. Аналитически осмысляя опыт московского учителя и методиста Е. С. Абелюк, представленный на страницах методических изданий, автор приходит к выводу, что возможности использования приёма составления читательского комментария в сегодняшней школе существенно расширились: он может быть исследовательским проектом, коллективным или индивидуальным, а методика, разработанная Е. А. Абелюк, которая, по сути своей, оказывается как исследовательской, так и проектной, может быть использована учителями в процессе сопровождения ученических учебно-исследовательских и учебно-проектных работ. Высказанная гипотеза проверяется в процессе аналитического осмысления практики работы московского учителя М. А. Павловой, которая предлагает создание читательского комментария как одну из форм итоговой работы. Её задание состоит в том, что ученики должны создать комментарий к стихотворному (малоизвестному современному читателю) эссе В. В. Набокова «Толстой». Попутно автор отмечает, что в процессе создания читательского комментария ученик должен продемонстрировать умение пользоваться ресурсами сети «Интернет». Помощь ученику в освоении этих практик также является методической задачей для современного учителя.

В последней части статьи автор представляет комментарий к «Одному дню Ивана Денисовича», созданный московским методистом А. И. Княжицким, который прокомментировал рассказ через обращение к художественному исследованию «Архипелаг ГУЛАГ», а также к ряду документов. Создавая свой комментарий, методист исходил из того, что обращение через комментарий к другим текстам создаёт контекст, в котором изучаемое художественное произведение прочитывается максимально эффективно, а у читателя-школьника остаётся право самому выбрать степень погружения в текст. Создав комментарий к рассказу, А. И. Княжицкий блистательно решил сложнейшую методическую задачу: описать и наполнить конкретным содержанием приём, соединяющий комментирование текста и его медленное чтение. В статье это показано на конкретном фрагменте рассказа.

В заключение автор утверждает: комментирование ‒ один из самых известных и эффективных методических приёмов обучения чтению–пониманию художественного текста, но содержание комментария к тексту, да и сами комментируемые тексты могут и должны меняться, а комментирование как методический приём ‒ существенно обогащаться, в том числе и на основе аналитического осмысления накопленного учительского опыта и его последующей апробации и технологизации.

Ключевые слова: методический приём, комментированное чтение, медленное чтение, чтение с комментарием, типы комментариев.

Для цитирования: Романичева Е. С. От комментированного чтения к чтению с комментарием: новая парадигма развития методического приёма (статья третья) // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 585–596. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-585-596

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-585-596

УДК: 371.302.2

Дата поступления в редакцию: 10.09.2020

Список литературы:

1. Абелюк Е. С. Практика чтения. М. : Издат. дом Высшей школы экономики, 2016. 236 с.

2. Абелюк Е. С. Читательский комментарий: замысел и воплощение. Путь школьников к «Реквиему» А. Ахматовой // Литература в школе. 1989. №  3. С. 13‒30.

3. Балталон Ц. и В. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения ; изд. 3-е с портретом и со вступительной статьей В. Е. Ермилова. М. : тип. Вильде, 1913. XXXII. 299 с.

4. Беляева Н. В. Дифференцированный подход к обучению школьников составлению историко-культурных комментариев с помощью интернет-ресурсов // Литература в школе. 2020. № 2. С. 76–88. DOI: 10.31862/0130- 3414-2020-2-76-88.

5. Княжицкий А. И. Комментарий к автокомментарию [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Русская словесность». Вып. 2/2013 (приложение к журналу «Русская словесность»). URL: http://www.schoolpress.ru/products/magazines/ index.php?SECTION_ID=719&MAGAZINE_ID=65452 (дата обращения: 12.02.2019).

6. Княжицкий А. И. «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Опыт медленного чтения // Русская словесность. 2009. № 2. С. 34‒43.

7. Княжицкий А. И., Смелянская О. С. Зачем нужен комментарий? [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Русская словесность». Вып. 1/2011 (приложение к журналу «Русская словесность»). URL: http://www.schoolpress.ru/prod- ucts/rubria/index.php?ID=66742&SECTION_ID=719 (дата обращения: 22.10.2019).

8. Кунарев А. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. Книга для учителя и ученика. М. : BHV, 2011. 672 с.

9. Литература. Учебник-хрестоматия для 5-го класса общеобразовательных учреж- дений. В 2 ч. / Автор-составитель А. И. Княжицкий. М. : Просвещение, 2001. Ч. 1. ‒ 239 с.; ч. 2. ‒ 319 с.

10. Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Пособие для учителей и руководителей школ. М. : Педагогическое общество России, 2016. 208 с.

11. Тименчик Р. Д. Монолог о комментарии [Электронный ресурс] // URL: https:// public.wikireading.ru/131369 (дата обращения 07.09.2020).

12. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. Книга для учителя. М. : Просвещение, 1983. 208 с.

13. Чудаков А. П. К проблеме тотального комментария «Евгения Онегина» // Пушкинский сборник. М. : Три квадрата, 2005. С. 210‒237.

14. Шнеерсон М. А. Комментированное чтение на уроках литературы. М. : Учпедгиз, 1959. 134 с.

15. Эйдельман Н. Учитесь читать! [Электронный ресурс] // Знание – сила. 1979. № 8. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NYE/READ.HTM (дата обращения: 07.09.2020).

 

Скачать статью в формате PDF