Разработка и внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для дистанционного сопровождения образовательного процесса у слабослышащих студентов

Автор(ы):

Ольга Викторовна Жуйкова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Инженерная графика и технология рекламы», ORCID https://orcid.org/0000-0002-0609-0217, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7 (3412) 776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Витальевна Красавина, кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Профессиональная педагогика», ORCID https://orcid.org/0000-0001-9250-7631, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7 (3412) 776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Вадимовна Серебрякова, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, ORCID https://orcid.org/0000-0003-2229-8963, Ижевский юридический институт – филиал Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

426052, Россия, г. Ижевск, Заречное шоссе, 23, тел.: +7 (3412) 940300, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Екатерина Петровна Пономаренко, старший преподаватель кафедры «Английский язык», ORCID https://orcid.org/0000-0002-8764-8998, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7, тел.: +7 (3412) 776055, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена вопросам использования дистанционных образовательных технологий в Ижевском государственном техническом университете имени М. Т. Калашникова для студентов с нарушением слуха. Целью статьи является публикация предварительных результатов исследования эффективности образовательного онлайн-курса, учитывающего особые образовательные потребности глухих и слабослышащих студентов, определяющиеся отличительными особенностями их мышления и восприятия информации.

Материал и методы. В данной статье авторы публикуют результаты опроса студентов с нарушением слуха, работа которых была организована с помощью специально подготовленного электронного учебного курса по начертательной геометрии. Результаты представлены на основе тестирования, анкетирования студентов и педагогического наблюдения.

Результаты исследования. Представлена структура электронного учебного курса по начертательной геометрии, ресурсы и элементы. Электронный курс дистанционного обучения включает в себя учебные презентации, конспект лекций, рабочую тетрадь с заданиями, пошаговые инструкции к выполнению заданий, электронные учебно-методические пособия, анимационные ролики, 3D-модели, рисунки, чертежи, учебные макеты, справочники, сборники ГОСТ. Приведены результаты выполнения заданий курса и результаты анкетирования студентов о работе с курсом в процессе самостоятельной работы.

Заключение. Внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для слабослышащих студентов технического вуза позволяет утверждать, что с использованием дистанционных технологий эффективность обучения возрастает. Однако необходимо учитывать ряд сложностей, которые возникают у данных студентов при самостоятельной работе с электронными ресурсами.

Ключевые слова: дистанционные технологии, электронный учебный курс, начертательная геометрия, обучение студентов с нарушением слуха.

Для цитирования: Жуйкова О. В., Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В. Разработка и внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для дистанционного сопровождения образовательного процесса у слабослышащих студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 607–618. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-607-618

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-607-618

УДК: 371.68+376.33

Дата поступления в редакцию: 25.09.2020

Список литературы:

1. Дочкин С. А., Мичурина Е. С. Технологии визуализации знаний как необходимый аспект подготовки преподавателей университета // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii- vizualizatsii-znaniy-kak-neobhodimyy-aspekt-podgotovki-prepodavateley-universiteta (дата обращения: 17.09.2020).

2. Жуйкова О. В., Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В. Применение дистанционных технологий для студентов с нарушением слуха // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 25-й Междунар. науч.-практ. конф., Т. 1., Екатеринбург, 7–8 апреля 2020 г. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2020. С. 235–237.

3. Корнилова Т. В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шуранова О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / под. ред. В. Колги. Таллин : ТПИ, 1986. С. 99–103.

4. Лепе Л. И. Специальные информационные технологии для обучения слабовидящих и слабослышащих студентов / Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Орёл, 4–5 апреля 2019 г. Орёл : Изд-во ОГУ им. И. С. Тургенева, 2019. С. 195–197.

5. Новожилова Т. Н. Развитие когнитивной компетенции слабослышащих студентов в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Вестник МГУКИ. 2019. № 2 (88). С. 185–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitiv-noi-kompetentsii-slaboslyshaschih-studentov-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2019).

6. Магалашвили В. В., Бодров В. Н. Ориентированная на цели визуализация знаний // Образовательные технологии и общество. 2008. № 1. C. 420–433 URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/orientirovannaya-na-tseli-vizualizatsiya-znaniy (дата обращения: 17.09.2020).

7. Михеенкова Е. С., Смирнова В. И. Визуализация теоретического материала для слабослышащих студентов на примере разверток в курсе инженерной графики // Меж- дународный научно-исследовательский журнал. – 2020. № 4 (94). Ч. 1. С. 31–35. URL: https://research-journal.org/technical/vizualizaciya-teoreticheskogo-materiala-dlya-slabos- lyshashhix-studentov-na-primere-razvertok-v-kurse-inzhenernoj-grafiki/ (дата обращения: 17.09.2020).

8. Петухова А. В., Болбат О. Б., Андрюшина Т. В. Теория и практика разработки мультимедиа ресурсов по графическим дисциплинам. Новосибирск : Изд-во СГУПС. 2018. 78 с.

9. Серебрякова, Ю. В. Особенности инклюзивного обучения в вузе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи») / Ю. В. Серебрякова, А. А. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 107–111.

10. Станевский А. Г., Столярова З. Ф. Проблемы адаптации основной образовательной программы в вузе для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху // Психологическая наука и образование psyedu.ru 2017. Т. 9. № 1. С. 23–37. DOI:10.17759/ psyedu.2017090103.

11. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума ; 2-е изд. СПб. : Питер, 2004. 384 с.

12. Шкуратова И. П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности // Первая российская конференция по когнитивной науке: сб. тезисов докладов. Казань : КГУ, 2004. C. 256–257.

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 5 | Скачиваний: 4