Преодоление трудностей коммуникации у детей с умеренной умственной отсталостью (по итогам эмпирического исследования)

Автор(ы):

Екатерина Анатольевна Кремнева, научный сотрудник лаборатории психолого-педагогичеких исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4370-2953, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499)2450452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается важная для коррекционной педагогики тема «Активизация коммуникативных возможностей у детей с интеллектуальными нарушениями и преодоление трудностей коммуникации». Акцентируется внимание на трудностях детей изучаемой категории в коммуникации и на этой основе предлагаются примеры игровых ситуаций, направленных на активизацию коммуникативных возможностей. Логика демонстрируемых ситуаций подчёркивает необходимость поэтапной коррекционно-развивающей работы в этом направлении.

Методы: наблюдение, коррекционно-развивающее обучение.

Цель исследования. Разработка содержания обучающих ситуаций для преодоления трудностей коммуникации.

Результаты исследования. Раскрыты этапы и содержание коммуникативных ситуаций, которые адаптированы с учётом особенностей психического развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Определено, что главная коррекционная задача состоит в формировании у ребёнка ориентировки на нового взрослого.

Заключение. Создание специальных педагогических условий для формирования у ребёнка потребности в коммуникации и умений обучаться позволяет облегчить адаптацию к условиям дошкольного учреждения и сформировать ориентиры на окружающих взрослых. Материалы статьи представляют интерес для специалистов дошкольной образовательной организации, дают ориентиры для планирования коррекционно-педагогической работы с детьми.

Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативная активность, коммуникативные возможности, дети с интеллектуальными нарушениями, коррекционно-развивающее обучение, коммуникативные ситуации.

Для цитирования: Кремнева Е. А. Преодоление трудностей коммуникации у детей с умеренной умственной отсталостью (по итогам эмпирического исследования) // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 619–628. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-619-628

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-619-628

УДК: 376.42

Дата поступления в редакцию: 12.10.2020

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / отв. ред. Б. Ф. Ломов. М. : Наука, 1981. С. 218–241.

2. Агаева И. Б., Вечер М. В. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. № 1. С. 95–98.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. : Смысл, 2001. 414 с.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта: индивида и группы (часть 1) // Психо- логический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 71–80.

5. Вечер М. В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью: к постановке проблемы исследования // Специальное образование. 2015. № 4. С. 27–33.

6. Закрепина А. В. Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ: учебно-практическое пособие. М. : ИНФРА-М, 2019. 162 с.

7. Защиринская О. В. Современные исследования невербальной коммуникации умственно отсталых детей // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 1. С. 228–237.

8. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи детей. С. : Изд-во Саратов. ун-та, 1986. 163 с.

9. Кремнева Е. А. Изучение коммуникативных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2016. № 4. С. 88–92.

10. Кремнева Е. А. Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью: влияние коррекционного обучения // Дошкольное воспитание. 2017. № 10. С. 86–91.

11. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с методическими рекомендациями / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. М. : Просвещение, 2019. 349 с.

12. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика: монография. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. 358 с.

13. Самохвалова А. Г. Психология затрудненного общения ребенка: монография. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. 418 с.

14. Сергиенко Е. А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М. : ИП РАН; ПЭР СЭ, 2002. С. 270–309.

15. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М. : ИНФРА-М, 2020. 178 с.

16. Brodin J., Stancheva-Popkostadinova V. Intervention of Communication in Children with Intellectual Disabilities / J.Brodin, V.Stancheva-Popkostadinova //Scientific Research. 2009. No 1. URL: https://www.researchgate.net/publication/238099747 Intervention of Com- munication in Children with Intellectual Disabilities.

17. Coupland N., Wiemann J. M., Giles H. Talk as «problem» and communications as «miscommunication» an integrative analysis // Miscommunications and Problematic Talk. Newbury Park, CA: Sage. 1991. Pp. 1–17.

18. Guralnick M.J. Early Intervention for Children with Intellectual Disabilities: An Up- date [Electronic resource] // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2017. 30. Pp. 211–229. URL: https://depts.washington.edu/chdd/guralnick/pdfs/2017-Guralnick-Ear- ly%20Intervention%20_for_Children-Update.pdf (mode of access: 04.07.2019).

 

Скачать статью в формате PDF