«Сквозная» экологическая компетенция учителя как результат образования для устойчивого развития

Автор(ы):

Любовь Енжаповна Халудорова, доктор педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ORCID https://orcid.org/0000-0003-4527-7460, Бурятский республиканский институт образовательной политики

670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Советская, 30, тел.: +7 (3012) 211361, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Актуальность проблемы формирования «сквозной» экологической компетенции учителей разных предметов обусловлена глобальными вызовами времени, современным состоянием развития образования. Цель исследования заключается в обосновании необходимости формирования «сквозной» экологической компетенции учителей разных предметов.

Материалы и методы. В статье рассматриваются теоретические основы феномена «сквозной» экологической компетенции учителя, обосновывается самостоятельность данной компетенции. Экспериментальным путём доказана эффективность формирования «сквозной» экологической компетенции учителя. Использовались такие методы, как анкетирование, «Вопросы самому себе», монографическая характеристика.

Результаты исследования. В результате анализа эмпирического материала сделан вывод о том, что большинство учителей не владеет в достаточной мере знаниями и навыками, связанными с вопросами образования для устойчивого развития. Это обусловлено с тем, что экологическая компетенция учителя рассматривается независимо, отдельно от его профессиональных компетенций. По этой причине необходимо конструирование такой экологической компетенции учителя, которая может способствовать решению им мировоззренческих, методологических и ценностно-смысловых задач самоопределения, саморазвития, самоактуализации в обществе в интересах устойчивого развития. Экспериментальным путём доказана целесообразность введения понятия «сквозная» экологическая компетенция» в педагогический тезаурус.

Заключение. Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании экологической компетенции учителей разных предметов.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, «сквозная» экологическая компетенция, экологическое образование, конструирование, устойчивое развитие.

Для цитирования: Халудорова Л. Е. «Сквозная» экологическая компетенция учителя как результат образования для устойчивого развития // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 658–668. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-658-668

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-658-668

УДК: 378.14

Дата поступления в редакцию: 14.05.2020

Список литературы:

1. Алексеев, С. В. Непрерывное экологическое образование педагога – необходимое условие эффективности системы развития экологической культуры молодежи // Эколо- гическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2014. № 3. С. 10 –13

2. Аргунова М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2010. 48 с.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.

4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М. : Логос, 2009. 336 с.

5. Глазачев С. Н. Глобальные вызовы современности и миссия образования. [Электронный ресурс] // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2010. № 1. С. 28–32 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-dialogi-kak-sredstvo-razvitiya-ekologicheskoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 09.05.2016).

6. Гришаева Ю. М. Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. М. : 2014. 372 с.

7. Дагбаева Н. Ж. Экологическое образование школьников в условиях изменения социоприродной среды : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Улан-Удэ, 2004. 385 с.

8. Даниленкова В. А. Формирование экологической компетенции у студентов тех- нического вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2005.122 с.

9. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. «Зеленая аксиома». Трансдисциплинарность. М. : Образование и экология, 2015. 328 с.

10. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Результаты и перспективы совершенствования образования в интересах устойчивого развития в системе общего образования [Электронный ресурс] // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. No 1. С. 1–4 http://partner-unitwin.net/wp-content/uploads/2016/06/перспективы-ОУР.pdf (дата обращения: 23.10.2019).

11. Зеер Э Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (4). С. 3–12.

12. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком- петентностного подхода в образовании. М. : ИЦПКПС, 2004. 42 с.

13. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 1990. 9119 с.

14. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М. : Высшая школа, 1991. 186 с.

15. Мамедов Н. М. Экологическая концепция культуры: философско-методологические основания // Вестник экологического образования в России. № 2. 2016. C. 1–5.

16. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М. : Просвещение, 1993. 192 с.

17. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 3–30.

18. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М. : СИНТЕГ, 2007. 668 с.

19. Пономарева И. Н. Основные концептуальные положения и программы экологического образования и воспитания // Проблемы экообразования в школе и педвузе: материалы тезисов междунар. конф. по методике преподавания биологии. СПб. : 1993. С. 4–86.

20. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация ; пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.

21. Роговая О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. СПб., 2008. 395 с.

22. Рыжаков М. В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. М. : 1999. 371 с.

23. Тряпицына, А. П., Писарева С. А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Академический вестник Института пед. образ. взрослых РАО. Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 7.

24. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М. : Логос.1996. 320 с.

25. Щедровицкий Г. П. Избранные труды / ред.-сост: А. А. Пископпель, Л. П. Ще- дровицкий. М. : Школа культурной политики, 1995. 800 с.

26. Ягодин Г. А. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2003. № 4. С. 3–7.

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: | Скачиваний: