Выбор методов формирования готовности студентов – будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению

Автор(ы):

Ирина Сергеевна Дементьева, старший преподаватель, аспирант, ORCID https://orcid.org/0000-0003-0528-6442, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, тел.: +7 (391) 2063745, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Светлана Ивановна Осипова, доктор педагогических наук, профессор, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4728-2282, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, тел.: +7 (391) 2063745, e-mail: osisi@yandex.ru

Аннотация. Введение. Настоящее исследование выявляет основания для выбора методов обучения с целью формирования готовности к профессиональному иноязычному общению и представляет конкретные методы обучения. Научная новизна данной статьи заключается в выделении критериев выбора методов формирования готовности студентов – будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению, соотнесённых с компонентами готовности. Теоретическая значимость – это расширение представления о формировании готовности к профессиональному иноязычному общению за счёт обоснованного выбора методов, соотнесённых с компонентами исследуемой категории. Практическая значимость исследования заключается в использовании обоснованных методов обучения в образовательном процессе для формирования готовности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Машиностроение: сварочное производство (CDIO)» в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск). Полученные результаты исследования также могут быть использованы в рамках преподавания иностранного языка для студентов различных специальностей.

Материалы и методы. Для достижения цели исследования используются общетеоретические методы: анализ нормативной информации; сравнительно-сопоставительный анализ методов обучения, анализ и синтез, рефлексивно-оценочные процедуры в ходе обоснования методов обучения в соответствии с поставленной целью. Материалами исследования являются психолого-педагогические источники: научные статьи, диссертационные исследования, монографии и т. д.

Результаты исследования. Требования к выбору методов обучения дополнены требованием обеспечения коммуникативности с ориентацией на сущность исследуемой готовности к профессиональному иноязычному общению, необходимостью повышения мотивации и возможностью получить конкретный видимый результат. Обосновано, что результативное формирование готовности к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности может быть осуществлено при использовании активных методов обучения, в частности мозгового штурма, метода кейсов, игровых методов, учитывающих коммуникативную сущность формируемого феномена и профессиональный контекст в его реализации при обучении английскому языку студентов по направлению подготовки «Машиностроение: сварочное производство» в Сибирском федеральном университете. Представлено практическое применение метода игры в сценарии занятий и его предполагаемый результат.

Выводы. В данном исследовании рассмотрено одно из педагогических условий, относящееся к выбору метода обучения, позволяющее вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность в рамках её реализации в профессионально ориентированной образовательной среде. Указываются основания для выбора методов обучения с целью формирования готовности студентов – будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению. Осуществляется выбор методов для продуктивного формирования готовности к профессиональному иноязычному общению в соответствии с требованиями компетентностного и деятельностного подходов. Для достижения поставленной цели в рамках образовательного процесса по направлению «Машиностроение: сварочное производство» выделены три активных метода обучения: мозговой штурм, метод кейсов, игровые технологии. Практическое применение результатов исследования актуально в рамках преподавания иностранного языка для студентов различных специальностей.

Ключевые слова: готовность, иноязычное общение, активные методы обучения, профессиональная деятельность.

Для цитирования: Дементьева И. С., Осипова С. И. Выбор методов формирования готовности студентов – будущих инженеров к профессиональному иноязычному общению // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С.63–77.

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-63-77

УДК: 378.147+81.243

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-63-77

Дата поступления в редакцию: 27.11.2020

Список литературы:

1 Агапова Т. В., Айснер Л. Ю. Basic forms of interaction and teaching methods in higher school (passive, active and interactive teaching methods) // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. No 1-1. С. 269–275. DOI: 10.34670/AR.2019.44.1.054.

2. Акулова Е. А. Эффективность метода кейс-стади как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции инженеров-бакалавров // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. No 2-1 (14). С. 51–53.

3. Ахмадбекова М. Г. Проблемы технологии выбора методов обучения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2014. No 4(41). С. 154.

4. Волкова С. В. Использование активного метода обучения студентов инженерного профиля на базе НИУ МИЭТ // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. No 2 (14). С. 55–57.

5. Всемирная инициатива CDIO. Планируемые результаты обучения (CDIO Syllabus): информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А.И. Чучалиной, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. Томск : Изд-во Томского политехнич. ун-та, 2011. 22 с.

6. Гусакова Е. М., Гусакова Т. А. Применение активных методов при преподавании математики в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. No 1 (31). C. 33–38.

7. Дементьева И. С. К вопросу о формировании готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 15 ноября 2019 года. Чебоксары, 2019. С. 25–27.

8. Дементьева И. С. Критерии сформированности готовности к профессиональному иноязычному общению [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и обра- зования. 2020. No 2. С. 82. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29761 (дата обращения: 19.11.2020).

9. Кирланов Т. Г. Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе // Молодой учёный. 2010. No 4 (15). С. 337–339. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/15/1455/ (дата обращения: 24.02.2021).

10. Кузнецова А. Я., Омельченко Е. А. Современные парадигмы образования в контексте теории научных революций [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. No 11. С. 24–33. URL: http://e-koncept.ru/2017/170219.htm (дата обращения: 19.11.2020).

11. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDIO»: Материалы для участников семинара (Пер. С. В. Шикалова) / под ред. Н. М. Золотаревой и А. Ю. Умарова. М. : Изд. Дом МИСиС. 2011. 60 c.

12. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС. 2004. С. 204.

13. Проскура Я. В., Терехова Е. А. Применение современных психолого-педагогических технологий в формировании познавательного интереса и мотивации на занятиях иностранного языка // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. No 3. С. 3081–3089. DOI: 10.15372/PEMW20190320

14. Basta J. Role of case studies in teaching English for business and economics // The journal of teaching English for specific and academic purposes. 2017. Vol. 5. No 3. Pp. 553– 566. DOI: 10.22190/JTESAP1703553B

15. EF English Proficiency Index [Electronic resource]. URL: https://www.ef.com/wwen/ epi/ (mode of access: 24.02.2021).

16. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction: Game-based Methods and Strategies for Training and Education. Pfeiffer: San Francisco. 2012. 302 p.

17. Lom B. Classroom Activities: Simple Strategies to Incorporate Student-Centered Activities within Undergraduate Science Lectures // The Journal of Undergraduate Neuroscience Education (JUNE). 2012 Fall; 11(1). A64-A71.

18. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. V. 9. No 5. P. 1–6. DOI: 10.1108/10748120110424816

19. Tamer O. A dissertation on students’ readiness for autonomous learning of English as a foreign language. University of Sunderland. 2/15/2013. 81 p.

Скачать статью в формате PDF