Индивидуальный стиль саморегуляции как фактор преодоления асоциального поведения за время обучения в вузе у студентов-психологов разного уровня образования

Автор(ы):

Людмила Николаевна Бабинцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-5480-3771, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7 (3592) 500904, e-mail: : lyu-kolmynina@yandex.ru

Аннотация. Введение. В данной статье рассматривается проблема индивидуального стиля саморегуляции и его значение в преодолении склонности к асоциальному поведению у студентов-психологов разного уровня образования.

Методы исследования: при исследовании проблемы использовался тест для диагностики коммуникативной социальной компетентности (В. В. Козлов, Н. П. Фетискин); методы математико-статистической обработки: U-критерий Манна-Уитни для выявления различий между выборками от курса к курсу; корреляционный анализ для выявления многоуровневых статистически значимых связей.

Результаты исследования. За время обучения у студентов-психологов меняется нормативность поведения, при этом наблюдаются сходства и различия в изменении склонности к асоциальному поведению в зависимости от уровня образования. Выявлены возможные связи между склонностью к асоциальному поведению и различными компонентами индивидуального стиля саморегуляции.

Заключение. Одним из факторов преодоления склонности к асоциальному поведению у студентов-психологов разного уровня образования является высокий уровень саморегуляции и некоторых его компонентов (моделирование и программирование своей деятельности, оценивание себя и результатов своей деятельности). У студентов-психологов, обучающихся на специалитете, дополнительными факторами являются планирование и регуляторная гибкость.

Ключевые слова: саморегуляция, индивидуальный стиль саморегуляции, асоциальное поведение, факторы преодоления асоциального поведения.

Для цитирования: Бабинцева Л. Н. Индивидуальный стиль саморегуляции как фактор преодоления асоциального поведения за время обучения в вузе у студентов-психологов разного уровня образования // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С.88–98. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-88-98

УДК: 159.923+378.1

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-88-98

Дата поступления в редакцию: 13.11.2020

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

2. Бабинцева Л. Н. Развитие индивидуального стиля саморегуляции и его параметров у студентов психологов за время обучения в вузе // Методология современной психологии / под ред. В. В. Козлова, А. В. Карпова, В. А. Мазилова, В. Ф. Петренко. М. : Ярославль : ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН. Вып. 6. 2016. С. 3–13.

3. Бадмаева Д. Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях: На примере экзаменационного стресса : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Красноярск, 2004. 157 с.

4. Зобков А. В., Турчин А. С. Саморегуляция учебной деятельности: монография. Владимир : изд-во Владим. гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых; Иваново : Иван. гос. ун-т, 2013. 250 с.

5. Лейтес Н. С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. Т. 7. С. 223–231.

6. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М. : Наука, 2010. 519 с.

7. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / под общ. ред. В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир : изд-во ВППУ, 1994. 141 с.

8. Реан А. А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2005. Т. 2. No 3. С. 68–77. URL: hrrps//www.elibraly.ru/item.asp?id=16528040 (дата обращения: 15.11.2020).

9. Тice D. M., Baumeister R. F., Shmueli D., Muraven M. Restoring the self: Positive affect helps improve self-regulation following ego depletion // Journal of Experimental Social Psychology. 2007. Vol. 43. Рp. 379–384.

10. Zimmerman B. J. Effects of model persistence and statements of confidence on children’s efficacy and problem solving // Journal of Educational Psychology. 1981. Vol. 73 (4). Рp. 485–493. DOI: 10.1037/0022-0663.73.4.485


Просмотров: 2 | Скачиваний: 2