Представления о профессиональной деятельности взрослых на уровне специального начального образования
Автор(ы):
Раиса Альбертовна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4493-08, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 242238, kaf_pipsoiv @mail.ru
Аннотация. Введение. Уровень начального образования является важным этапом в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае – с нарушением интеллекта. Возможности изобразительной деятельности в работе по формованию представлений о профессиональной деятельности взрослых у младших школьников данной категории имеют перспективы изучения.
Материалы и методы. В исследовании были применены метод теоретического анализа, метод педагогического эксперимента, метод педагогического анализа. Для оценки уровня представлений о профессиональной деятельности были взяты методики Н. С. Пряжникова, для выявления особенностей представлений детей с ограниченными возможностями здоровья – методика Е. А. Стребелевой.
Результаты исследования. Благодаря результатам выполнения методик были выявлены особенности представлений о профессиональной деятельности взрослых на уровне начального специального образования. Разработанные методические рекомендации позволяют формировать целостные представления о профессиональной деятельности взрослых.
Заключение. Поведённая поэтапная работа на уровне начального образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья дала возможность для комплексного погружения в систему коррекционно-воспитательных мероприятий.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, ограниченные возможности здоровья, профессиональная деятельность взрослых, уровень начального образования
Для цитирования: Афанасьева Р. А. Представления о профессиональной деятельности взрослых на уровне специального начального образования // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-305-313
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-305-313
УДК: 376.3
Статья поступила в редакцию 14.06.2021, одобрена после рецензирования 25.07.2021, принята к публикации 07.09.2021
Список источников:
1. Black-Hawkings K. Developing inclusive classroom practices: What guidance do commercially published texts off er teachers? European Journal of Special Needs Education, 2012. Vol. 27 (4). P. 499. DOI:10.1080/08856257.2012.720412
2. Bierbaum L. J., Henrich C. C., Zigler E. F. Disobedient behaviours in children with intellectual disability. Journal of Intellectual and Developmental Disability. 2005. Vol. № 30(2). P. 117. DOI:10.1080/13668250500125007
3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2004. 364 с.
4. Афанасьева Р. А. Проектирование программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Сибирский Педагогический журнал. 2015. № 2. С. 191–195.
5. Маллер А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учебно-методическое пособие. Самара : Современные образовательные технологии, 2010. 207 с.
6. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: методическое пособие. М. : НЦ ЭНАС, 2003. 119 с.
7. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. С. 387.
8. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М. : Дрофа, 2008. 46–48 с.
9. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО МОДЭК 2003. 400 с.
10. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта: методические рекомендации. М. : Просвещение, 2011. 175 с.