Субъективное благополучие воспитателей в детских садах с разными типами образовательной среды
Автор(ы):
Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9124-9503, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Елена Геннадьевна Щукина, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7449-4790, Забайкальский государственный университет
672007, Россия, Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (924) 3779959, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Субъективное благополучие воспитателей является одним из важнейших показателей психологической безопасности образовательной среды детского сада, как и тип самой этой образовательной среды. Поэтому выявление особенностей субъективного благополучия воспитателей, работающих в разных типах образовательной среды детского сада, является актуальной задачей как в контексте проблемы психологической безопасности современного образования, так и в ракурсе непосредственного психологического сопровождения дошкольных педагогов.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе 15 детских садов г. Читы и г. Иркутска. По результатам экспертной оценки образовательной среды 15 детских садов были разделены на 3 группы в соответствии с классификацией В. А. Ясвина и М. С. Миримановой: по 5 детских садов с пассивной, активной и нейтральной образовательной средой. Данные в отношении субъективного благополучия собраны на выборке из 52 воспитателей детских садов с помощью опросника Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой, включающего в себя 5 показателей субъективного благополучия и его обобщающий индекс.
Результаты исследования. 4 из 5 показателей субъективного благополучия существенно выше в группе воспитателей, работающих в активной образовательной среде. Общий индекс субъективного благополучия у них также выше. С этой тенденцией расходится показатель социально-нормативного благополучия, по которому более высокие баллы имеет группа воспитателей, работающих в пассивной образовательной среде.
Обсуждение результатов исследования. Показано, что субъективное благополучие воспитателей различается в разных типах образовательных сред детского сада и что оно более выражено в активной образовательной среде. Активная образовательная среда детского образовательного учреждения создаёт для дошкольных педагогов психологически более благоприятные условия с точки зрения их субъективного благополучия: именно в такой среде они в большей степени позитивны, осмысленно и плодотворно трудятся, радуются успехам в своей профессиональной деятельности. Заключение. Доказана благоприятность активной образовательной среды детского сада для обеспечения субъективного благополучия большинства дошкольных работников: именно в этом виде образовательной среды воспитатели чувствуют себя более защищённо и работают более продуктивно. Это позволяет считать активную образовательную среду одним из обобщённых условий субъективного благополучия участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Ограничения и перспективы исследования. Есть основания предполагать, что детские сады с активной образовательной средой более благоприятны не только для эмоционального состояния воспитателей, но и с точки зрения их психологической безопасности в образовательной среде, где они трудятся. Включение типа образовательной среды в число параметров экспертизы психологической безопасности образовательной среды детских садов может расцениваться как один из вариантов развития данного вопроса.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, дошкольные образовательные учреждения, воспитатель детского сада, субъективное благополучие
Для цитирования: Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И., Щукина Е. Г. Субъективное благополучие воспитателей в детских садах с разными типами образовательной среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3 (52). С. 345–355. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-345-355
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-345-355
УДК: 159.9+37.08
Статья поступила в редакцию 28.07.2021, одобрена после рецензирования 30.08.2021, принята к публикации 03.09.2021
Список источников:
1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие // под ред. И. А. Баевой. М. : Экон-Информ, 2009. 246 с.
2. Баишева М. И., Леонтьева А. В. Педагогическое обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 230.
3. Барышникова Е. В. Психологическая безопасность детей дошкольного возраста в образовательной среде // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 9(187). С. 442–444.
4. Вершинина Л. В. Психологические риски в образовательной среде дошкольной организации // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 93–98.
5. Подтынченко О. В. К вопросу психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2020. № 2(15). С. 45–48.
6. Ивлиева О. А. Психологическая безопасность детей в образовательной среде дошкольных организаций // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : Мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Тула, 10–11 октября 2019 года. Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2019. С. 106–110.
7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.
М. : Смысл, 2001. 365 с.
8. Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Представления о психологической безопасности образовательного пространства у будущих педагогов дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 74.
9. Мириманова М. С. Экспертиза образовательной среды: роль ДОУ в развитии способностей и личности ребенка // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки московского городского психолого-педагогического университета. М., 2010. Т. 10. С. 62–69.
10. Hall-Kenyon Kendra, Robert Bullough, MacKay Kathryn, Marshall Esther. Preschool Teacher Well-Being: A Review of the Literature // Early Childhood Education Journal. 2014. Vol. 42 (3). P. 153–16210. DOI: 1007/s10643-013-0595-4
11. Kwon K.-A., Horm D. M., Amirault C. Early childhood teachers’ well-being: Whatwe know and why we should care // ZERO TO THREE Journal. 2021. 41(3). Pp. 35–44.
12. Antoniou, A.-S., Ploumpi A., Ntalla M. Occupational stress and professional burnout in teachers of primary and secondary education: The role of coping strategies // Psychology. 2013. 4(3A). Pp. 349–355. DOI:10.4236/psych.2013.43A051
13. Downer, J. T., Kraft-Sayre, M. E., & Pianta, R. C. (2009). Ongoing, web-mediated professional development focused on teacher–child interactions: Early childhood educators’ usage rates and self-reported satisfaction // Early Education and Development. 20(2). 321–345. DOI:10.1080/10409280802595425
14. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.07.2021).