К вопросу о готовности педагога к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста

Автор(ы):

Валерия Александровна Григорьева, преподаватель кафедры методики дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0001-6628-7006, Иркутский региональный колледж педагогического образования

664043, Россия, г. Иркутск, ул. Булавина, 10, тел.: +7 (3952) 412282, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ольга Владимировна Удова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, https://orcid.org/0000-0003-0422-3175, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 200739, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема недостаточной готовности педагогов к реализации задач воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности. Описано влияние педагога на воспитание данных качеств и авторские подходы к проблеме, рассматривающие необходимые психолого-педагогические условия. Доказана необходимость проведения работы с педагогами через организацию разных форм деятельности, способствующих повышению их готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. С помощью анкетирования педагогов выявлялась степень готовности педагогов дошкольной образовательной организации к воспитанию качеств семьянина у детей: представлений о воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста и осознанность необходимости реализации задач данного направления воспитания (когнитивный компонент и мотивационно-ценностный). Наблюдение за совместной деятельностью педагогов с детьми и взаимодействием с родителями позволило определить, как реализуют педагоги свои возможности на практике (мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты).

Результаты. В результате анализа полученных данных было определено, что большинство педагогов имеет низкий уровень готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Они не считают необходимым обращать внимание детей дошкольного возраста на семейные ценности. Поверхностно знают о качествах семьянина и могут организовать только элементарные игры для воспитания данных качеств. Педагоги, участвующие в исследовании, не осознают собственную роль в воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Заключение. Была определена необходимость организации работы с педагогами с целью повышения компетентности в вопросах воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Проведённый анализ данных помог выявить, каких знаний недостаточно, с какими трудностями сталкиваются педагоги и над чем именно стоит работать. Важно заинтересовать педагогов, аргументировать актуальность проблемы воспитания качеств семьянина, обсудить формы, методы, средства, необходимые для организации воспитательного процесса по развитию качеств семьянина у детей дошкольного возраста, а также оказать методическую помощь педагогам через организацию различных форм работы, способствующих повышению степени готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, готовность педагогов, семьянин, качества семьянина, воспитание качеств семьянина, психолого-педагогические условия воспитания качеств семьянина

Для цитирования: Григорьева В. А., Удова О. В. К вопросу о готовности педагога к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 477–487. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-477-487

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-477-487

УДК: 373.2

Дата поступления в редакцию: 24.05.2021

Список литературы:

1. Пермовская О. С., Николина В. В. Этапы формирования у младших школьников личностных качеств будущего семьянина // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 2). С. 397–400.

2. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Ставрополь, 2006. 47 с.

3. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современных социокультурных условиях // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 3–8.

4. Подласый И. П. Педагогика. М. : Владос, 2002. 576 с.

5. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М. : Учпедгиз, 1984. 104 с.

6. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : Детство-Пресс, 2019. 320 с.

7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 1999. 232 с.

8. Истоки. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 5-е изд., испр. и доп. М. : Сфера, 2014. 161 с.

9. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. М. : Линка-Пресс, 2000. 224 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 36 | Скачиваний: 18