Новые задачи когнитивного сопровождения ранней профориентации школьников на цифровой образовательной платформе (на примере деятельности АНО ДПО «Открытый молодёжный университет»)
Автор(ы):
Ольга Владимировна Субботина, директор, https://orcid.org/0000-0001-6290-1400, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый молодёжный университет»
634045, Россия, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, стр. 1, тел.: 88007008028, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. Направленность современного общества на формирование у специалистов навыков функциональной грамотности, развитости когнитивных способностей, обладания фундаментальным образованием и др. обусловили задачу разработки научного знания о ранней профориентации школьников, в том числе когнитивном сопровождении данного процесса в условиях цифровой образовательной платформы. Цель исследования: представить обоснование технологии когнитивного сопровождения ранней профориентации школьников на цифровой образовательной платформе (на примере деятельности АНО ДПО «Открытый молодёжный университет»), сформулировать новые задачи развития данной технологии на современном этапе развития образования.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования: сетевой подход в образовании, использование которого способствовало обоснованию образовательной экосистемы «Некоммерческая организация – цифровая образовательная платформа-школа»; ведущие положения системно-деятельностного подхода, обеспечивающие разработку и апробацию содержания технологии когнитивного сопровождения ранней профориентации школьников в условиях данной экосистемы; личностно-ориентированный подход, позволяющий персонализировать процесс профориентационной работы; когнитивный подход, который способствовал обоснованию содержания технологии когнитивного сопровождения профориентационной работы, специфика которого заключалась в направленности профориентации школьников на генерацию научных представлений, развитие когнитивной сферы личности подростков. Исследование осуществлялось в рамках регионального проекта «Территория интеллекта», реализуемого в Томской области.
Результаты исследования. В статье систематизируются научные представления о системе профориентационной работы; представлено обоснование технологии когнитивного сопровождения ранней профориентации школьников на цифровой образовательной платформе; выявлены задачи развития данной технологии. Научная новизна исследования: впервые обоснована технология когнитивного сопровождения ранней профориентации школьников на цифровой образовательной платформе. Теоретическая значимость данной работы обусловлена систематизацией научных представлений о процессе ранней профориентации школьников средствами образовательных платформ.
Заключение. Разработанные в ходе исследования контент цифровой образовательной платформы, когнитивная технология сопровождения процесса профориентации школьников, процесс формирования экосистемы «некоммерческая организация – цифровая образовательная платформа – школа» представляют практическую ценность для руководителей, педагогов школ.
Ключевые слова: когнитивное сопровождение, ранняя профессиональная ориентация, цифровая платформа, образовательная экосистема
Для цитирования: Субботина О. В. Новые задачи когнитивного сопровождения ранней профориентации школьников на цифровой образовательной платформе (на примере деятельности АНО ДПО «Открытый молодёжный университет») // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 39−50.DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-39-50
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-39-50
УДК: 37.048.45; 004
Статья поступила в редакцию 17.12.2021, одобрена после рецензирования 12.02.2022, принята к публикации 27.02.2022.
Список источников:
1. Алексанков А. М. Четвёртая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Стратегические приоритеты. 2017. № 1 (13). С. 53–69.
2. Комаров Р. В., Шаповалов И. В. Тренды, тенденции и модели развития профориентации // Вестник МГПУ. 2018. № 2 (44). С. 18–30.
3. New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology [Электронный ресурс] // : website. URL: http://widgets. weforum.org/nve-2015 (дата обращения: 01.03.2022).
4. Игнатова Н. Ю. Цифровые аборигены: взгляд со стороны // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 1 (65). С. 58–65. DOI: 10.17223/16095944/65/8
5. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.ru/CARROLL/alisa2.txt (дата обращения: 10.03.2021).
6. Современные проблемы информатизации образования : монография / рук. авторского коллектива и отв. редактор, академик РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. 404 с.
7. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] : утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) URL: https://bazanpa.ru/sovet-pri-prezidente-rf-po-strategicheskomu-razvitiiu-i-natsionalnym-proektam-pasport-ot24122018-h4323436/4/4.4 (дата обращения: 17.12.2021).
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 17.12.2021).
9. Сергеев И. С., Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Лопатина С. Д., Маренин Д. А., Махотин Д. А., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М. : Перо, 2019. 20 с. 10. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] // URL: https://www.skolkovo.ru/researches /obrazovatelnyeekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya (дата обращения: 17.12.2021).
11. Сулейманкадиева А. Э., Петров М. А., Александров И. Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 3. С. 1273–1288.
12. Кондаков М. А. Экосистема цифрового образования [Электронный ресурс] // : презентация. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/cifr_didactika/ plenar/kondakov_plenar.pdf (дата обращения: 11.12.2021).
13. Королева Д. О., Науширванов Т. О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. [Электронный ресурс] // Факты образования. 2020. № 6 (31) URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/409673673.pdf (дата обращения: 17.12.2021).
14. Цифровая образовательная среда – это… [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto.html (дата обращения: 05.12.2021).
15. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] / В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. М. : ФИРО ; Перо. 2014. 38 с. // URL: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 17.02.2022).
16. Концепция развития системы профессиональной ориентации молодежи и организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы // Институт развития образования. Ханты-Мансийск, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://iro86.ru/images/ documents/koncepciy. PDF (дата обращения: 05.12.2021).
17. Антонова М. В. Точки бифуркации в развитии идей ранней профориентации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL:
http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=26530 (дата обращения: 15.12.2021).
18. Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области в условиях перехода к цифровой экономике и информационному обществу на период 2021–2025 годы [Электронный ресурс] // утв. распоряжением зам. Председателя Правительства Иркутской области от 15 июля 2021 г. № 47-рзп. URL: https://copp38.ru/sites/default/files/20210/koncepciya_soprovozhdeniya_prof._samoopredeleniya_detey_i_molodezhi_2021_g_publikaciya.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
19. Сергеев И. С., Примикова Г. С., Родичев Н. Наша новая профориентация [Электронный ресурс] // : научно-метод. пособие. СПб., 2020. 130 с. URL: https://dumspb.ru/files/files/2Методичка%20И_С_%20Сергеев %20со% 20страницами.pdf (дата обращения 12.12.2021).
20. Иванова Н. В., Виноградова М. А. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста// Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 38–46. DOI 10.24411/1813-145X-2019-10414
21. Олиндер М. В. Профориентационная работа со старшеклассником в довузовской подготовке : автореф. дис. ... кан. пед. наук : 13.00.01. Оренбург, 2020. 24 с.