Статьи выпуска № 4, год 2018

Психолого-педагогические аспекты мониторинга личностных результатов образования обучающихся с задержкой психического развития

Автор(ы):

Серебренникова Светлана Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент, кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития, Иркутский государственный университет

664003, Иркутск, К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)243437, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гостар Анна Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент, кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития, Иркутский государственный университет

664003, Иркутск, К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)243437, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки мониторинга личностных результатов образования обучающихся с задержкой психического развития в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Авторами дана содержательная оценка возможностей использования традиционной психологической диагностики в сопровождении младших школьников с задержкой психического развития; обозначена роль психолога в разработке и осуществлении мониторинга личностных результатов образования, предложен примерный алгоритм взаимодействия психолога и учителя при комплексной оценке изучаемых показателей.

Ключевые слова: обучающиеся с задержкой психического развития, личностные результаты образования, диагностические средства, психологическая диагностика, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, командное взаимодействие специалистов, мониторинг результатов.

Для цитирования: Серебренникова С. Ю., Гостар А. А. Психолого-педагогические аспекты мониторинга личностных результатов образования обучающихся с задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 142–149. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-142-149

УДК: 371.92

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-142-149

Дата поступления в редакцию: 01.11.2018.

Список литературы:

1. Вильшанская А. Д. Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 34. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/a-differentiated-approach-toassessing-educational-outcomes-of-the-development-of-oop-noo-of-students-with-mentalretardation-in-inclusive-education (дата обращения: 14.11.2018).

2. Инденбаум Е. Л., Гостар А. А., Позднякова И. О., Кузнецова В. Е. Проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению. Сообщение 1 // Дефектология. 2017. № 6. С. 10–21.

3. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2017. № 2. С. 3–13.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 11.08.2018).

5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 18.10.2018).

Скачать статью в формате pdf

К вопросу изучения мотивационной готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Автор(ы):

Глазков Александр Владимирович

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)201904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кучергина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией коррекционного образования, Институт развития образования Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье показана актуальность выявления и повышения мотивационной готовности педагогов общеобразовательных организаций массового типа Иркутской области, а также студентов, ориентированных на поствузовскую работу в школах региона, к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); предложен ряд показателей готовности педагогов к реализации указанных стандартов; представлены диагностические материалы для проведения выборочного социологического опроса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, особые образовательные потребности, федеральный государственный образовательный стандарт, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, мотивационная готовность педагога, выборочный социологический опрос.

Для цитирования: Глазков А. В., Кучергина О. В. К вопросу изучения мотивационной готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 130–141. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-130-141

УДК: 371.9

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-130-141

Дата поступления в редакцию: 03.09.2018.

Список литературы:

1. Вестник образования. 2016. № 3.

2. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. consultant.ru (дата обращения: 01.06.2017).

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 01.08.2017).

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.06.2017).

5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015. URL: https://минобрнауки.рф/документы/6260 (дата обращения: 01.06.2017).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: https://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 01.06.2017).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599. URL: https://минобрнауки.рф/документы/5133 (дата обращения: 01.06.2017).

Скачать статью в формате pdf

Сравнительный анализ основных показателей научно-исследовательской деятельности в ходе комплексной рейтинговой оценки учебной деятельности курсантов МЧС

Автор(ы):

Трояк Евгений Юрьевич

аспирант кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел.: +7(391)2171717, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чижакова Галина Ивановна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел.: +7(391)2171717, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье рассмотрены основные положения комплексной рейтинговой оценки, внедрённой в Сибирской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; проанализированы показатели научно-исследовательской деятельности, применяемые в данной системе, и проведён анализ значений показателей научно-исследовательской деятельности, достигнутых на 3-м и на 4-и курсах обучения.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, показатели научно-исследовательской деятельности, рейтинг, курсант, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, система рейтинговой оценки.

Для цитирования: Трояк Е. Ю., Чижакова Г. И. Сравнительный анализ основных показателей научно-исследовательской деятельности в ходе комплексной рейтинговой оценки учебной деятельности курсантов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 106–117. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-106-117

УДК: 378.147.322

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-106-117

Дата поступления в редакцию: 08.11.2018.

Список литературы:

1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М. : АСТ, Харвест, Lingua, 2014. 736 с.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы: учебник. Минск : изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1981. 383 с.

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. М. : Академия, 2005. С. 197.

4. Колдина М. И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № 4 (апрель). С. 36–40. URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm (дата обращения: 23.08.2018).

5. Люсев В. Н., Корчагина М. В., Психолого-педагогический анализ понятия «готовность к научно-исследовательской деятельности» будущих педагогов профессионального обучения. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 1. С. 64–68.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л. И. Скворцова. М. : Мир и Образование : ОНИКС. 2012. 1376 c.

7. Осавелюк П. А., Мельник А. А., Васильев С. А. Применение информационной системы комплексной оценки и учёта достижений текущей деятельности обучающихся в образовательной организации МЧС России [Электронный ресурс] // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2016. № 2. C. 47–50. URL: http://vestnik.sibpsa.ru/wpcontent/uploads/2016/v2/N2_1-7-10.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

8. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Наука, 1976. С. 74.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2002. С. 79.

10. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Конструирование содержания педагогического образования на основе профессиональных задач // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 110–114.

11. Чернецов П. И., Шадчин И. В. К вопросу о формировании готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=5478 (дата обращения: 15.08.2018).

Скачать статью в формате pdf

Копинг-стратегии будущих педагогов

Автор(ы):

Киселева Анастасия Андреевна

методист кафедры развития образовательных систем и инновационного проектирования, Институт развития образования Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Козлов Владимир Васильевич

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической психологии, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова

150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14, тел.: +7(4852)478666, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Малых Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой развития образовательных систем и инновационного проектирования, Институт развития образования Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье представлено исследование, направленное на выяснение особенностей копинг-стратегий студентов – будущих педагогов. Полученные результаты копинг-стратегий будущих педагогов сравниваются с результатами копинг-стратегий студентов других специальностей. Проанализировав эмпирические данные, авторы приходят к выводу о том, что для будущих педагогов характерны в равной степени как продуктивные копинг-стратегии, так и непродуктивные, что позволяет студентам – будущим педагогам реагировать на широкий спектр стрессовых ситуаций, однако не всегда продуктивно разрешать их.

Ключевые слова: копинг-стратегии, будущие педагоги, студенты, жизнестойкость, стресс.

Для цитирования: Киселева А. А., Козлов В. В., Малых Т. А. Копинг-стратегии будущих педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 118–129. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-118-129

УДК: 159.99

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-118-129

Дата поступления в редакцию: 26.09.2018.

Список литературы:

1. Арендачук И. В. Копинг-стратегии студентов как факторы преодоления рисков образовательной среды вуза // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 5-5 (10). С. 87–90.

2. Бовть О. Б., Мишин А. А. Эмпирическое изучение связи стратегий совладания и психологических защит с разными типами виктимного поведения будущих педагогов // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 30–34.

3. Вассерман Л. И., Абабков, В. А. Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб. : Речь, 2010. 192 с.

4. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. и др. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. СПб. : Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2008. 35 с.

5. Благов И. А., Есенкова Н. Ю., Мангушев Ф. Ю. Особенности копинг-стратегий и поведенческой саморегуляции у лиц с соматоформными расстройствами // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования: сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. В 2 т. Т. 2. 2017. С. 104–110.

6. Киселева А. А., Кузьмин М. Ю. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2017. Т. 2. № 5-1 (117). С. 129–135.

7. Козлов В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска, или освящение повседневности. М. : Психотерапия, 2007. 528 с.

8. Козлов В. В. Психология кризиса : монография. М. : Институт консультирования и системных решений, 2014. 250 с.

9. Кузьмин М. Ю., Игумнов И. А., Сутурина Л. В. Проблемы совладающего поведения у женщин с синдромом поликистозных яичников // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 11-1. С. 60–75.

10. Конопак И. А., Кузьмин М. Ю., Миронова Е. И. Связь жизнестойкости и принятия решений в ситуации неопределённости различного рода у студентов экономических и неэкономических специальностей // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 199–206.

11. Левкова Т. В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-3 (45). С. 157–163 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23149904 (дата обращения: 23.09.2018).

12. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

13. Макарова А. А. Взаимосвязь копинг-стратегий и нарушений поведения подростков // Материалы докладов 46 республиканской научно-технической конференции преподавателей и студентов. 2013. С. 59–60.

14. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

15. Удалова Т. Ю., Мордык А. В., Иванова О. Г., Пузырева Л. В., Никифорова Ю. С., Шикенева Е. С. Сравнительная характеристика мотивации к избеганию неудач и стратегий поведения в стрессовых ситуациях студентов медицинского и педагогического вузов // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. Т. 16. № 3. С. 11–17.

16. Федотенко И. Л., Югфельд И. А., Яковлева А. А. Конфликтность личности буду будущих учителей как психологический фактор их профессионального самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 120–125.

17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

18. Шамшикова О. А., Клепикова Н. М., Гришин А. М. Эмпирические характеристики копинг-стратегий студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 268–272.

19. Ширалиева Г. И. Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 806–809.

20. Anitei M., Cojocaru F., Burtaverde V., Mihaila T. Differences in Academic Specialization regarding Stressor Perception, Coping and Stress Effects Perception in Young Students // Social and Behavioral Sciences. 2015. Issue 203. P. 433–437.

21. Deasy C., Pironom J., Coughlan B., Jourdan D., Mannix-McNamara P. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry / C. Deasy, B. Coughlan, J. Pironom, Deasy C. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry [Electronic resource] // Plos one. 2014. Issue 15. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0115193 (mode of access: 23.09.2018).

22. Kepalaite A. Stress coping strategies of first year students of social pedagogy // Specialusis Ugdymas. 2013. Issue 29 (2). P. 101–108.

23. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping Scale: Manual // ACER Press. Melbourne, 1993. P. 15–20.

Скачать статью в формате pdf

Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся

Автор(ы):

Ушева Татьяна Фёдоровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье представлены теоретические и методические материалы для эффективной организации рефлексивной работы социального педагога по профилактике социальных девиаций обучающихся. Описываются результаты реализации рефлексивного подхода на примере социальных педагогов Иркутской области. Проведённое экспериментальное исследование доказывает педагогическую целесообразность, необходимость и возможность реализации идей рефлексивного подхода. В результате психолого-педагогического исследования зафиксированы положительные эффекты в организации рефлексивного взаимодействия социального педагога с родителями в образовательном процессе общеобразовательного учреждения. Материалы статьи представляют практическую ценность для социальных педагогов, а также смежных специалистов: учителей, педагогов-психологов, воспитателей, тьюторов.

Ключевые слова: социальный педагог, профилактика, рефлексивное взаимодействие, социальная девиация, родитель.

Для цитирования: Ушева Т. Ф. Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 97–105. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-97-105

УДК: 370.182.62

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-97-105

Дата поступления в редакцию: 23.08.2018.

Список литературы:

1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога // учеб. пособие для студ. вузов; 2-е изд., испр. М. : Академия, 2004. С. 186.

2. Дьячук А. А., Янавицкас Е. А. Личностные особенности и саморегуляция подростков // Психология третьего тысячелетия: IV Междунар. науч.-практ. конф. памяти проф. Л. Ф. Обуховой: сб. мат-лов / под. общ. ред. Б. Г. Мещерякова, О. А. Гончарова. Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2017. С. 34–38.

3. Зарецкий В. К. О рефлексивно-деятельностной педагогике // Первое сентября. 4 августа 2001 года. Летняя школа для детей с особенностями развития в Нытвенском районе: опыт работы (с 1996 по 2001 год) / сост. М. М. Гордон; науч. ред. В. К. Зарецкий, М. М. Гордон. Нытва ; М. : Ин-т пед. инноваций Рос. Акад. образования, 2001. С. 29‒41.

4. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10 Н // [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199498 (дата обращения: 05.09.2017).

5. Рерке В. И., Бубнова И. С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 150–156.

6. Ушева Т. Ф., Кузьминых А. К. Сопровождение родителей по вопросам семейного воспитания на основе рефлексивного подхода // Начальная школа. 2017. № 6. С. 14–17.

Скачать статью в формате pdf