Автор(ы):
Киселева Анастасия Андреевна
методист кафедры развития образовательных систем и инновационного проектирования, Институт развития образования Иркутской области
664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Козлов Владимир Васильевич
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической психологии, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова
150003, г. Ярославль, ул. Советская, 14, тел.: +7(4852)478666, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Малых Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой развития образовательных систем и инновационного проектирования, Институт развития образования Иркутской области
664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3952)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В статье представлено исследование, направленное на выяснение особенностей копинг-стратегий студентов – будущих педагогов. Полученные результаты копинг-стратегий будущих педагогов сравниваются с результатами копинг-стратегий студентов других специальностей. Проанализировав эмпирические данные, авторы приходят к выводу о том, что для будущих педагогов характерны в равной степени как продуктивные копинг-стратегии, так и непродуктивные, что позволяет студентам – будущим педагогам реагировать на широкий спектр стрессовых ситуаций, однако не всегда продуктивно разрешать их.
Ключевые слова: копинг-стратегии, будущие педагоги, студенты, жизнестойкость, стресс.
Для цитирования: Киселева А. А., Козлов В. В., Малых Т. А. Копинг-стратегии будущих педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 118–129. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-118-129
УДК: 159.99
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-118-129
Дата поступления в редакцию: 26.09.2018.
Список литературы:
1. Арендачук И. В. Копинг-стратегии студентов как факторы преодоления рисков образовательной среды вуза // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 5-5 (10). С. 87–90.
2. Бовть О. Б., Мишин А. А. Эмпирическое изучение связи стратегий совладания и психологических защит с разными типами виктимного поведения будущих педагогов // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 30–34.
3. Вассерман Л. И., Абабков, В. А. Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб. : Речь, 2010. 192 с.
4. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. и др. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. СПб. : Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2008. 35 с.
5. Благов И. А., Есенкова Н. Ю., Мангушев Ф. Ю. Особенности копинг-стратегий и поведенческой саморегуляции у лиц с соматоформными расстройствами // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования: сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. В 2 т. Т. 2. 2017. С. 104–110.
6. Киселева А. А., Кузьмин М. Ю. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2017. Т. 2. № 5-1 (117). С. 129–135.
7. Козлов В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска, или освящение повседневности. М. : Психотерапия, 2007. 528 с.
8. Козлов В. В. Психология кризиса : монография. М. : Институт консультирования и системных решений, 2014. 250 с.
9. Кузьмин М. Ю., Игумнов И. А., Сутурина Л. В. Проблемы совладающего поведения у женщин с синдромом поликистозных яичников // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 11-1. С. 60–75.
10. Конопак И. А., Кузьмин М. Ю., Миронова Е. И. Связь жизнестойкости и принятия решений в ситуации неопределённости различного рода у студентов экономических и неэкономических специальностей // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 199–206.
11. Левкова Т. В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-3 (45). С. 157–163 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23149904 (дата обращения: 23.09.2018).
12. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
13. Макарова А. А. Взаимосвязь копинг-стратегий и нарушений поведения подростков // Материалы докладов 46 республиканской научно-технической конференции преподавателей и студентов. 2013. С. 59–60.
14. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
15. Удалова Т. Ю., Мордык А. В., Иванова О. Г., Пузырева Л. В., Никифорова Ю. С., Шикенева Е. С. Сравнительная характеристика мотивации к избеганию неудач и стратегий поведения в стрессовых ситуациях студентов медицинского и педагогического вузов // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. Т. 16. № 3. С. 11–17.
16. Федотенко И. Л., Югфельд И. А., Яковлева А. А. Конфликтность личности буду будущих учителей как психологический фактор их профессионального самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 120–125.
17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
18. Шамшикова О. А., Клепикова Н. М., Гришин А. М. Эмпирические характеристики копинг-стратегий студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 268–272.
19. Ширалиева Г. И. Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 806–809.
20. Anitei M., Cojocaru F., Burtaverde V., Mihaila T. Differences in Academic Specialization regarding Stressor Perception, Coping and Stress Effects Perception in Young Students // Social and Behavioral Sciences. 2015. Issue 203. P. 433–437.
21. Deasy C., Pironom J., Coughlan B., Jourdan D., Mannix-McNamara P. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry / C. Deasy, B. Coughlan, J. Pironom, Deasy C. Psychological Distress and Coping amongst Higher Education Students: A Mixed Method Enquiry [Electronic resource] // Plos one. 2014. Issue 15. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0115193 (mode of access: 23.09.2018).
22. Kepalaite A. Stress coping strategies of first year students of social pedagogy // Specialusis Ugdymas. 2013. Issue 29 (2). P. 101–108.
23. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping Scale: Manual // ACER Press. Melbourne, 1993. P. 15–20.
Скачать статью в формате pdf
Автор(ы):
Ушева Татьяна Фёдоровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7(3952)200739, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В статье представлены теоретические и методические материалы для эффективной организации рефлексивной работы социального педагога по профилактике социальных девиаций обучающихся. Описываются результаты реализации рефлексивного подхода на примере социальных педагогов Иркутской области. Проведённое экспериментальное исследование доказывает педагогическую целесообразность, необходимость и возможность реализации идей рефлексивного подхода. В результате психолого-педагогического исследования зафиксированы положительные эффекты в организации рефлексивного взаимодействия социального педагога с родителями в образовательном процессе общеобразовательного учреждения. Материалы статьи представляют практическую ценность для социальных педагогов, а также смежных специалистов: учителей, педагогов-психологов, воспитателей, тьюторов.
Ключевые слова: социальный педагог, профилактика, рефлексивное взаимодействие, социальная девиация, родитель.
Для цитирования: Ушева Т. Ф. Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 97–105. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-97-105
УДК: 370.182.62
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-97-105
Дата поступления в редакцию: 23.08.2018.
Список литературы:
1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога // учеб. пособие для студ. вузов; 2-е изд., испр. М. : Академия, 2004. С. 186.
2. Дьячук А. А., Янавицкас Е. А. Личностные особенности и саморегуляция подростков // Психология третьего тысячелетия: IV Междунар. науч.-практ. конф. памяти проф. Л. Ф. Обуховой: сб. мат-лов / под. общ. ред. Б. Г. Мещерякова, О. А. Гончарова. Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2017. С. 34–38.
3. Зарецкий В. К. О рефлексивно-деятельностной педагогике // Первое сентября. 4 августа 2001 года. Летняя школа для детей с особенностями развития в Нытвенском районе: опыт работы (с 1996 по 2001 год) / сост. М. М. Гордон; науч. ред. В. К. Зарецкий, М. М. Гордон. Нытва ; М. : Ин-т пед. инноваций Рос. Акад. образования, 2001. С. 29‒41.
4. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10 Н // [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199498 (дата обращения: 05.09.2017).
5. Рерке В. И., Бубнова И. С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 150–156.
6. Ушева Т. Ф., Кузьминых А. К. Сопровождение родителей по вопросам семейного воспитания на основе рефлексивного подхода // Начальная школа. 2017. № 6. С. 14–17.
Скачать статью в формате pdf